По результатам последних исследований управления геологических изысканий США, северные широты могут содержать до 90 млрд баррелей нефти (13% всех неразведанных мировых запасов) и 47,2 трлн кубометров природного газа (27% всех неразведанных ресурсов). По словам директора Института проблем нефти и газа Анатолия Дмитриевского, к 2030 году Россия намерена добывать на своем арктическом шельфе до 30 млн тонн нефти и 130 млрд кубов "голубого топлива". К настоящему моменту на шельфе арктических и дальневосточных морей выявлено более 450 локальных объектов, открыто 32 месторождения, в том числе супергигантские газовые - Штокмановское, Русановское, Ленинградское в западной Арктике. Суммарный потенциал шельфов арктических и дальневосточных морей оценивается более чем в 100 млрд тонн условного топлива.
Природные ресурсы континентального шельфа в области арктических морей являются стратегическим резервом общенационального значения, поэтому освоение новых месторождений шельфа Арктики непосредственно влияет на поддержание конкурентного преимущества и сохранение ведущей позиции России на мировых рынках углеводородов, а также на наращивание экономического потенциала страны в целом.
Основные газоносные районы арктического шельфа характеризуются крайне сложными природно-климатическими и инженерно-геологическими условиями. Для их эффективной эксплуатации необходимо обеспечить решение ряда сложных научно-технических задач в области строительства скважин, газопромысловых объектов и газопроводов в зоне многолетнемерзлых грунтов и морских месторождений, внедрения обеспечивающих сохранение окружающей среды новых технологических решений. Все это потребует привлечения значительных инвестиций.
В то же время действующие положения законодательства не в полной мере учитывают специфику добычи углеводородов в новых перспективных регионах, особенно на континентальном шельфе, что предопределяет недостаточный уровень инвестиционной привлекательности проектов и ограничивает возможности по привлечению для его реализации компаний, обладающих необходимыми технологиями, опытом и финансовыми ресурсами. В этой связи представляется логичным предоставление льгот по налогу на имущество в отношении объектов, расположенных на континентальном шельфе, на федеральном уровне.
"Наш законопроект, - говорит первый заместитель председателя думского Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, президент Российского газового общества Валерий Язев, - существенно доопределяет статус искусственных островов, в частности, предлагает устанавливать вокруг них 500-метровые зоны безопасности, а также позволяет создавать искусственные острова владельцам лицензий на пользование недрами, в том числе и с привлечением к этой работе соответствующих исполнителей. Оформление их участия осуществляется по упрощенной процедуре. Иностранные заявители, получившие право создания и эксплуатации искусственных островов, могут вести такие работы только под контролем представителей РФ, размещенных на искусственных островах. Законопроектом предлагается снять ограничения на оборот искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе для лиц, имеющих право создавать, эксплуатировать и использовать искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе".
Если поправки примут, будет создана правовая основа для использования лучшего международного опыта в области организации разработки месторождений континентального шельфа без потери контроля над пользователями установок, сооружений, искусственных островов. Увеличенный поток иностранных инвестиций при сохранении ведущей роли российских организаций при реализации таких шельфовых проектов позволит достичь максимальной продуктивности при добыче газа путем использования передовых технологий.