Напомним, 4% от фонда оплаты труда предлагается перераспределить на страховую часть пенсии - главным образом для того, чтобы решить проблему дефицита Пенсионного фонда РФ, который составляет сегодня свыше 1 трлн руб. "Считаю возможным предложенный депутатами закон принять, но срок его действия отложить на 1 января 2014 года", - сказал президент РФ Владимир Путин. Участники рынка такое решение считают правильным, но при этом добавляют, что бюджету Пенсионного фонда оно поможет только на ближайшие два-три года.
- Столь существенная отсрочка позволит доработать параметры пенсионной системы с учетом мнений и граждан, и профессионального сообщества, - отметил исполнительный директор НПФ "Благосостояние" Юрий Новожилов. - Не менее важным представляется и решение президента о разработке механизмов инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты. То есть пенсионные деньги будут работать на экономику страны, а значит, необходимость сохранения и развития накопительной пенсионной системы уже в ближайшее время станет очевидна и сторонникам ее полной отмены.
Граждане, которые решили вложить деньги в пенсионные фонды, смогут сохранить эту возможность и после 1 января 2014 года. "Иными словами, кто хочет остаться в этой системе добровольно, могут остаться. Мы должны предоставить гражданам право выбора", - сказал Владимир Путин. Министр финансов РФ Антон Силуанов добавил, что с 2014 года будут подготовлены поправки о том, чтобы граждане могли сами определяться в пределах 4% - остаться в накопительной системе или переходить в распределительную. Как сообщила пресс-служба Пенсионного фонда РФ, с 1 июля 2012 года за назначением накопительной части пенсии обратились более 1,3 млн россиян, большинству из них уже назначена соответствующая вып лата.
- На самом деле речь идет не об отмене накопительной части, а о сохранении статус-кво действующего механизма на год, - прокомментировал гендиректор УК "КапиталЪ" Вадим Сосков. - Президент очень точно выявил краеугольную проблему действующей пенсионной системы. И ее решение не в том, чтобы уменьшить с 6% до 2% отчисления на накопительную часть. А в том, что дефицит Пенсионного фонда будет возникать постоянно, если мы не разработаем эффективную пенсионную формулу. И лишь после того, как она будет разработана, можно всерьез говорить об уменьшении накопительного компонента, о добровольном переходе граждан в накопительную систему и прочих вещах.
За этот год мы должны разработать поправки, позволяющие сделать пенсионные накопления источником "длинных" денег в экономике. Полученный эффект от инвестирования этих средств позволит нам решить проблему дефицита Пенсионного фонда. И, возможно, отпадет необходимость в так называемом "страховом маневре".
Под управлением ВЭБа сегодня находится около 1,3 трлн руб. пенсионных накоплений, еще около 500 млрд руб. сосредоточено в НПФ. При этом эксперты отмечают, что норма сбережения в стране очень низкая: количество финансовых институтов ее значительно превышает, поэтому конкуренция за инвестора - физического лица очень жесткая. Условно говоря, это борьба за то, потратит ли человек свои деньги на текущие нужды или вложит их в УК, НПФ и т.д. "Задачи, которые сейчас стоят перед финансовым рынком, требуют значительного повышения нормы накопления. Мы управляем значительной частью накопленных пенсионных средств и связывали с ними большие надежды, но, видимо, с этими надеждами придется расстаться. Ясно, что по крайне мере в ближайшие пять лет эти средства не станут серьезным инвестиционным ресурсом", - сказал зампред правления ВЭБ Сергей Васильев. Он также добавил, что непонятно, как в условиях почти полной отмены накопительной части будут финансироваться инфраструктурные проекты в стране.
Ликвидация накопительного компонента не повысит и доверия западных инвесторов к российскому рынку, считает президент Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) Константин Угрюмов. По его словам, стабильность развития экономики страны, и в том числе пенсионной системы, оказывает существенное влияние на принятие решений о вложении инвестиций. Поэтому резкие изменения в этом развитии негативным образом скажутся на инвестиционной привлекательности России. "Западные фонды находятся в не очень хорошем положении, они тщательно смотрят, во что инвестировать. Уменьшение накопительной компоненты, конечно же, не будет способствовать приходу этих фондов к нам, это подрывает доверие. Менять правила игры в процессе игры - это вызывает большие опасения", - добавил вице-президент ФК "Уралсиб" Андрей Успенский.
- Сократив отчисления на накопительную часть пенсий до 2%, государство, по сути, откажется от рыночного механизма пополнения Пенсионного фонда, - отметил гендиректор ВТБ Регистратор Константин Петров. - При этом больше всего вопросов вызывает тот факт, что решение о низкой эффективности накопительного компонента (а это главный аргумент при пересмотре механизма формирования системы пенсионных отчислений) было принято по истечении всего лишь 10 лет, из которых практически 4 года являются кризисными, в течение которых ожидать, что рыночные инструменты, призванные обеспечить доходность накопительной части пенсии, смогут выполнить эту задачу, не приходилось.
В итоге вместо того чтобы изменить правила и объекты инвестирования было решено поменять концепцию пенсионной реформы. Тем самым экономика лишается "длинных" денег, источником которых в большинстве развитых стран как раз и являются пенсионные средства. Эти средства, в частности, направляются на финансирование инфраструктурных проектов. Сегодня российские НПФ участвуют в концессионных соглашениях - например по строительству дорог. Однако объем этого участия, по словам Константина Угрюмова, очень небольшой.
Что касается идеи инвестирования пенсионных накоплений в инфраструктурные облигации, по мнению экспертов, скорее всего, она окажется невостребованной. По словам Константина Петрова, не только НПФ, но и государственная УК будут вынуждены инвестировать средства от погашения существующих вложений исключительно в краткосрочные активы. Также увеличится относительная доля издержек на ведение индивидуальных накопительных счетов. "Так как абсолютный объем отчислений уменьшится в 3 раза - с 6% до 2%, а число индивидуальных накопительных счетов не уменьшится, то доля издержек на ведение одного счета в относительном выражении значительно вырастет", - пояснил эксперт. В такой ситуации рассчитывать, что снижение абсолютного объема привлеченных активов будет компенсировано за счет добровольных и корпоративных пенсий, не приходится. Те, кто хотел сделать корпоративные пенсионные программы для сотрудников, уже сделали это.
Эксперты заключили, что концептуальные изменения пенсионной реформы необходимы. Однако при их реализации важно учесть, что текущие неудачи были обусловлены не столько неправильной концепцией, сколько стали результатом работы в условиях кризиса. Кроме того, неудовлетворительной была и разъяснительная работа среди населения. До большей части будущих пенсионеров так и не смогли донести идею о том, что надо самостоятельно заботиться о достойной пенсии, а не рассчитывать только на государство. "Пенсионная реформа, к сожалению, не смогла стать частно-государственным партнерством, рассчитанным на длительный срок. В результате чего мы видим решение, которое позволит снять остроту проблемы в пределах трех лет, тогда как пенсионные деньги должны были стать в большей степени источником "длинных" денег для инвестирования в экономику", - сказал Петров.