20.11.2012 23:22
    Поделиться

    В Санкт-Петербургском университете сокращают "классическое отделение"

    В Санкт-Петербурге в 2013 году не будет приема на классическое отделение филфака
    В Санкт-Петербургском университете сокращают "классическое отделение" - эту шокирующую новость мы услышали в доме великого философа и филолога-классика А. Ф. Лосева от его соратницы Азы Алибековны Тахо-Годи. За трое суток под письмом протеста, адресованном Владимиру Путину, собрали уже более 5500 подписей из разных концов мира. Среди подписавшихся как известные западные и российские филологи, так и школьники, намеревавшиеся поступать на классическое отделение филфака.

    В недавнем юбилейном интервью "РГ" Аза Алибековна Тахо-Годи говорила, что изучение "древних языков" так хорошо "тренирует голову", что "классики" могут работать в любой сфере, включая топ-менеджмент, и только сетовала, что ныне преподавание классической филологии остается достоянием Москвы да Петербурга - до революции классических отделений было больше, а классические гимназии - даже в захолустных местах далекой Средней Азии.

    И вот теперь из трех "классических отделений" филфаков - в МГУ, РГГУ и Санкт-Петербургском университете - последний оказался под угрозой. В 2013-м, несмотря на высокий конкурс, свидетельствующий о большом запросе на классическое образование, на него не будет набора. В 2014-м вроде бы "представляется логичным" его восстановить. Но всех переживающих за судьбы классического образования лихорадит от неофициальных комментариев и столь мало обязательных формулировок.

    - Обещание вернуть прежние цифры к 2014 году скорее всего не более чем лукавство. Надо же как-то утихомирить тех, кто сегодня возмущается. А там за год, глядишь, кто привыкнет, кто смирится, кто уволится, - пишет в своем блоге заведующая учебной частью филфака МГУ им. М. В. Ломоносова Анна Архангельская.

    Под удар поставлена петербургская филологическая школа, имеющая наряду с московской признание во всем мире

    Конечно, платные наборы на эти отделения возможны, но обучение будет стоить…1000 долларов в месяц. Для обычного класса дорого, для "новых русских" непривлекательно, ведь такие "экзотические языки", как древнегреческий, "не нужны в Harrods и на курортах Ниццы", - с горечью констатирует известный питерский писатель и журналист Лев Лурье.

    Кроме "классики", в 2013-м не планируются наборы на отделения общего языкознания, новогреческой и византийской филологии, библеистики, математической лингвистики, зарубежной литературы, идет колоссальное сокращение бюджетных мест на других отделениях, причем, подчеркивают авторы письма протеста, "безошибочно выбраны как раз те отрасли знания, в которых отечественная филология имеет сейчас наибольший международный вес и признанные мировым научным сообществом достижения".

    Университет в Петербурге вуз с особым статусом, то есть с правом на самостоятельную научную деятельность и на утверждение собственных образовательных стандартов. Им нельзя руководить, как прочими университетами, по общим стандартам минобрнауки, неаккуратно сливая с близлежащими вузами и т. п. И чтобы вуз "с особым статусом" добровольно сокращал бюджетный прием - никто не может взять в толк смысл этой инициативы! Ежегодный прием студентов на классическое отделение в Оксфорде составляет около 120 человек - число несопоставимое с приемом и в СПбГУ и во всей России.

    комментарии

    Николай Казанский, академик РАН, директор Института лингвистических исследований Российской академии наук:

    - В настоящее время  за пределами Москвы и Санкт-Петербурга наберется едва ли больше12 специалистов, получивших подготовку по классической филологии и имеющих право преподавать латинский язык в вузе. В большинстве случаев этот предмет преподают энтузиасты, но специалистов среди них меньше, чем хотелось бы. И немудрено - в данный момент лишь кафедры трех вузов в европейской части России готовят таких специалистов для страны - МГУ, СПбГУ и РГГУ. Для страны со 140 миллионами жителей совершенно недостаточно иметь 15 выпускников по этой специальности в год. А если прием будет осуществляться только один раз в два года, станет невозможным воспроизводство кадров даже в пределах Москвы и Санкт-Петербурга. Латинский язык может преподавать человек, получивший полное классическое образование, знающий и древнегреческий язык, и реалии античного времени, начитанный, имеющий познания в современном языкознании. Такая подготовка традиционно занимала 5 лет, сейчас с введением бакалавриата она занимает 4 года, но обучение в магистратуре также требует выпускников, прошедших правильную бакалаврскую подготовку. Если количество мест для бакалавров в 2013 году на весь филфак СПбГУ сократится, такое сокращение затронет и классическую филологию, и другие кафедры, на которые набора не планируется на следующий год вообще. Это вызывает очень большое беспокойство. 

    Александр Лавров, доктор филологических наук, академик РАН, главный сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом):

    - У нас в Пушкинском Доме только что прошел ученый совет, от имени которого мы обратились с открытым письмом к ректору Петербургского университета с протестом против инициатив по сокращению наборов на важные отделения филфака. Это все чревато большим бескультурьем и превращает нас уже в страну не "третьего", а "четвертого мира". Страны "третьего мира" все-таки стараются развиваться в позитивном направлении, а у нас в последние годы все идет в обратную сторону. И в частности это проявляется в действиях, направленных на минимализацию гуманитарного образования. Это событие, как и увольнение значительной части сотрудников Национальной российской библиотеки Санкт-Петербурга, обсуждается сейчас как чистое вредительство культуре. 

    Елена Тахо-Годи, доктор филологических наук, профессор кафедры истории русской литературы МГУ им. М. В. Ломоносова:

    - Всякий раз, когда у нас брались за реформирование фундаментального и традиционного образования, это свидетельствовало о нарушении социально-общественного равновесия в стране. Еще в 1860-е годы шла борьба между сторонниками классического и реального образования, за которое ратовали революционные демократы вроде Чернышевского, Добролюбова, Писарева. Министр народного просвещения граф Дмитрий Андреевич Толстой смог притормозить этот процесс, за что, конечно, прослыл ужасным ретроградом. Но поглядите: в апреле 1919-го в революционном Петрограде принято решение о слиянии трех университетов для их якобы "более рационального использования" в единый Петроградский, следом теряет самостоятельность филологический факультет, его поглощает ФОН - факультет общественных наук, а в 1921-м власти уже прямо требуют закрытия филфака. Аналогичный процесс шел и в стенах другого старейшего российского университета - Московского. Поэтому события, происходящие сейчас на филфаке СПбГУ, я бы рассматривала как сигнал SOS. Дело не только в том, что под удар, как и в 1920-е, поставлена петербургская филологическая школа, имеющая наряду с московской признание во всем мире. Надо понять, что если мы хотим укрепления духовного здоровья нации, то преподавание гуманитарных дисциплин должно расширяться, а не сокращаться. Это было бы подлинной инновацией и модернизацией, ибо гуманитарные дисциплины являются краеугольным камнем, цементирующей основой разрозненных направлений всей образовательной системы.
    отклики

    Любовь Осинкина, (Великобритания, Оксфорд):

    - Покойный Александр Иосифович Зайцев (российский филолог-классик, специалист по античной мифологии, философии, истории и культуры Древней Греции, - Прим. ред.) любил повторять, что Британия стала великой державой потому, что за малым исключением каждый премьер знал классические языки. В справедливости его слов убеждаешься в Оксфорде, где только из одного колледжа Christ Church вышло 13 премьер-министров и где чеховская фраза воспринимается несколько иначе, а именно с соединительным союзом: "филолог И служит в банке". Выпускники классического отделения английского университета работают в самых разных сферах. Ежегодный прием студентов на классическое отделение в Оксфорде составляет около 120 человек, по численности несопоставим с приемом в СПбГУ, тем более если он будет еще не каждый год. Сокращение приема на классическую и другие факультетские кафедры губительно для будущего России.

    Генрих Пфандль, профессор, славист (Австрия, Университет Граца): 

    - Уровень культуры и степень человечности страны измеряется тем, сколько денег тратится на не (сразу) эксплуатируемые группы людей и секторы общества (инвалидов, детей, стариков, на отрасли науки, которые не приносят сиюминутного и очевидного дохода).

    Елена Попова, выпускница классического отделения филфака 2010 года:

    - Будучи студенткой филфака, я принимала активное участие в работе неофициального интернет-ресурса факультета и взяла на себя роль посла для абитуриентов издалека, которые также приезжали в Петербург ни с чем и нередко были уже заранее уверены, что не пройдут, потому что не имеют чемодана денег и влиятельных родственников. Я убеждала этих абитуриентов на собственном примере, что в этом университете всё не так, что здесь еще живы старые порядки, есть честные люди. И многие верили, пробовали и поступали. Такие абитуриенты есть и теперь, но… сегодня им дали понять, что они не нужны стране и что их стремление и готовность посвятить себя российской науке никого не интересуют.  Добавлю пару слов о немецких университетах, в одном из которых я обучаюсь на данный момент. Знаете, сколько мест ежегодно предоставляется абитуриентам, желающим изучать латынь и древнегреческий? Да сколько угодно! Берут практически всех желающих, имеющих приличные (не отличные! не выдающиеся!) оценки в школьном аттестате. Видимо, не жалко государству денег на приличное гуманитарное образование. Зато на всяческие экономические специальности требования высоки и набор ограничен.

    Поделиться