Как сообщил на Всероссийском совещании, посвященном проблемам растениеводства, которое проходит в Кирове, директор департамента растениеводства, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ Петр Чекмарев, "в работе" сегодня находится около 76 миллионов гектаров. Но и они пока что обрабатываются не самым эффективным образом.
Например, практически перестали заниматься рожью, поскольку ее цена в последнее время упала. Хотя в Европе спрос на нее уже сейчас растет. Кроме того, это не только продовольственная культура, но и своеобразный "санитар" поля. Она очищает землю от корневой гнили. И после ржи дают хорошие урожаи другие культуры. "Но пока отношение к ней такое, - говорит чиновник, - что ее, как ни посей, она все равно вырастет. Соответствующие и результаты. Хотя в центральных районах страны урожайность ржи должна быть на уровне 80-90 центнеров с гектара".
Аналогичные проблемы и с пшеницей. "Даже в одном отдельно взятом хозяйстве порой каких только сортов пшеницы не сеют, - констатировал Петр Чекмарев, - хотя далеко не все сорта по своим качественным показателям подходят для продовольственных и других целей".
Сейчас России, по его словам, для своих нужд достаточно 20 миллионов тонн в год. А еще столько же она может экспортировать. Но надо иметь в виду, что пока основной потребитель российской пшеницы из-за ее не всегда высокого качества - небогатые страны.
К тому же дорогу на мировой рынок пшеницы в последнее время приоткрыла Европа, которая массово переходит на выращивание рапса. Рапсовое масло идет в качестве добавки в набирающее популярность биотопливо. И эту возможность нужно использовать, тем более, зерно сегодня, по словам чиновника, пока один из немногих массовых товаров российского производства, который экспортируется в столь больших объемах.
Еще одна культура, которая имеет на данный момент, по его словам, практически не ограниченный растущий рынок, - подсолнечник. Хотя он снижает плодородие и заражает землю различными вредителями, но отдача от него - огромная. Это уже поняли сельхозпредприятия на юге страны. Притом что урожайность подсолнечника за последние два десятилетия практически не выросла, объемы его производства постоянно увеличиваются за счет все новых площадей. Некоторые хозяйства доходят до того, что осенью снимают урожай того подсолнечника, что вырос "самопально", из осыпавшихся семян. Но даже в этом случае, при вдвое меньшей урожайности, он выгоден.
Зато ячмень Россия по-прежнему продолжает закупать, особенно пивной, хотя он достаточно хорошо растет и здесь. "Позор, что мы его до сих пор завозим сюда, - резюмировал чиновник. - Россия вполне может полностью обеспечить себя ячменем для любых нужд. Поэтому данный вопрос должен быть на особом контроле".
Еще один вопрос, которым сейчас особо занимается департамент, - ситуация с семенами кукурузы. Сейчас на этом рынке полно контрафакта, который продается по заниженной цене с соответствующим качеством. Но семян кукурузы по цене ниже 30 тысяч рублей за тонну быть не может.
Чекмарев пояснил, как это происходит. "Этот контрафакт попадает сюда через фирмы-однодневки. Агроном получил "откат" и дает заключение - семена хорошие и дешевые". Поэтому сейчас вместе со специалистами "Россельхознадзора" идет работа по выявлению контрафактных семян.
Эти проблемы особенно актуальны, если смотреть на них через призму ВТО. Поэтому надо учиться работать у европейских коллег. "Хотя, например, в Италии и Германии сельхозпроизводители получают субсидию в размере 300 евро за гектар, а у нас меньше тысячи рублей, - рассказывает чиновник, - но там вся она уходит в качестве арендной платы за землю. Так что не только в субсидии дело. Они говорят: у вас условия лучше, но вы не знаете технологий, работаете непрофессионально. И поэтому получаете низкие урожаи и соответствующую себестоимость. Не согласиться с ними нельзя".
Как сообщил чиновник, хотя уборка зерновых, в частности, кукурузы, все еще идет на юге страны, и не все еще отчитались о собранном урожае, но уже можно предположить, что в этом году удастся собрать общий урожай "чистого" зерна в объеме около 72 миллионов тонн. Но в будущем году эта цифра должна вырасти как минимум до 90 миллионов. "Иначе будет проблема, потому что останется минимальный резерв зерна".