Статья 1
Внести в Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, №28, ст. 2895; 2004, №35, ст. 3607; 2005, №19, ст. 1752; 2006, № 31, ст. 3431; 2007, № 7, ст. 835; 2008, № 18, ст. 1941; 2009, № 29, ст. 3625; 2010, № 7, ст. 705; № 15, ст. 1737; № 27, ст. 3408; № 31, ст. 4190; 2011, № 9, ст. 1205; №27, ст. 3880; №30, ст. 4590) следующие изменения:
1) статью 2 дополнить подпунктом 1.1) следующего содержания:
"1.1) База данных перенесенных номеров - информационная система, содержащая информацию об абонентских номерах, которые сохраняются абонентами при заключении договоров об оказании услуг связи с другими операторами связи, и об операторах связи заключивших такие договоры об оказании услуг связи;";
2) первый абзац части 2 статьи 26 изложить в следующей редакции:
"За получение ресурса нумерации с оператора связи взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за исключением случая получения ресурса нумерации оператором подвижной радиотелефонной связи по решению абонента о сохранении своего абонентского номера при переходе к этому оператору связи.";
3) пункт 3) части 3 статьи 26 дополнить словами:
"порядку организационно-технического взаимодействия операторов связи при обеспечении переносимости номера;";
4) часть 7 статьи 26 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае, если абонент принимает решение о сохранении своего абонентского номера при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором связи, то согласие федерального органа исполнительной власти в области связи на передачу абонентского номера другому оператору связи на срок действия такого договора не требуется.";
5) статью 26 дополнить частью 9 следующего содержания:
"9. Операторы связи, оказывающие услуги подвижной радиотелефонной связи, обязаны обеспечить предоставление необходимой информации оператору базы данных перенесенных номеров об абонентских номерах, сохраняемых абонентами и используемых при заключении договора об оказании услуг связи.
Оператором базы данных перенесенных номеров является федеральный орган исполнительной власти в области связи.
Процедура внесения изменений в базу данных перенесенных номеров оператором базы данных перенесенных номеров является возмездной. Размер платы оператора связи за внесение изменений в базу данных перенесенных номеров, порядок взимания такой платы, функционирования базы данных перенесенных номеров и предоставления доступа к её ресурсам устанавливается Правительством Российской Федерации.
Информация из базы данных перенесенных номеров предоставляется без взимания платы.";
6) статью 44 дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. Абонент, которому на основании договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи выделен абонентский номер, имеет право сохранить этот абонентский номер в пределах территории, определяемой правилами оказания услуг связи, при условии расторжения действующего договора об оказании услуг связи и последующего заключения нового договора об оказании услуг связи с другим оператором связи, оказывающим услуги подвижной радиотелефонной связи.
Размер платы абонента, устанавливаемый оператором связи при заключении договора об оказании услуг связи с использованием сохраненного абонентского номера, не может превышать 100 рублей.";
7) статью 46 дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. Оператор подвижной радиотелефонной связи, с которым абонент, принявший решение сохранить свой абонентский номер, заключает договор об оказании услуг связи, обязан включить данный номер в свой ресурс нумерации и обеспечить оказание услуг связи на срок действия договора в порядке и на условиях, установленных в правилах оказания услуг связи. Оператор подвижной радиотелефонной связи, оказывающий ранее данному абоненту услуги подвижной радиотелефонной связи, и выделивший при заключении договора об оказании услуг связи номер из своего ресурса нумерации, обязан обеспечить передачу указанного абонентского номера в сеть другого оператора связи в порядке и сроки, установленные порядком организационно-технического взаимодействия операторов связи при обеспечении переносимости номера.";
8) часть 1 статьи 59 изложить в следующей редакции:
"1. В целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, а также финансирования создания и эксплуатации базы данных перенесенных номеров, формируется резерв универсального обслуживания.";
9) наименование статьи 61 изложить в следующей редакции:
"Статья 61. Расходование средств резерва универсального обслуживания";
10) статью 61 дополнить частью 4 следующего содержания:
"4. Порядок финансирования создания и эксплуатации базы данных перенесенных номеров устанавливается Правительством Российской Федерации.";
11) абзац 1 статьи 62 изложить в следующей редакции:
"Пользователь услугами связи вправе передать сообщение связи, отправить почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств, получить сообщение электросвязи, почтовое отправление или почтовый перевод денежных средств либо отказаться от их получения, а также пользоваться иными правами, установленными настоящим законом, если иное не предусмотрено федеральными законами.".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 декабря 2013 г.
Президент
Российской Федерации
Законопроектом предлагается обеспечить предоставление абонентам подвижной радиосвязи права на сохранение абонентского номера при заключении договора об оказании услуг подвижной радиосвязи с другим оператором связи (переносимость абонентского номера).
Пункт 1 статьи 1 законопроекта вводит новые термины и их определения, необходимые для реализации механизма переноса номера.
Пунктом 3 статьи 1 законопроекта определяются полномочия федерального органа исполнительной власти в области связи по установлению требований к порядку организационно-технического взаимодействия операторов связи при обеспечении переносимости номера.
В настоящее время ресурсы нумерации выделяются и закрепляются за соответствующими операторами связи, которые в свою очередь назначают абонентские номера их абонентам. Передача ресурса нумерации от одного оператора к другому допускается на основании Федерального закона "О связи" только с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи. В связи с этим пункт 4 статьи 1 законопроекта вводит в число оснований для передачи ресурса нумерации решение абонента о сохранении своего номера при заключении договора об оказании услуг связи с другим оператором связи, и исключает необходимость получения в этом случае согласия федерального органа исполнительной власти в области связи. Порядок и условия передачи будут детализированы путем внесения изменений в Правила распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительством Российской Федерации от 13 июля 2004 г. № 350. После расторжения договора об оказании услуг связи с использованием перенесенного абонентского номера, номер будет возвращаться оператору связи, которому он был первоначально выделен Федеральным агентством связи.
Пункт 6 статьи 1 законопроекта закрепляет право абонента подвижной радиотелефонной связи на сохранение абонентского номера в пределах территории, определяемой правилами оказании услуг связи, при одновременном расторжении действующего договора об оказании услуг связи и заключении нового договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с другим оператором подвижной радиотелефонной связи. Пункт 7 статьи 1 законопроекта определяет обязанность оператора связи по заявлению абонента обеспечить возможность оказания услуг подвижной радиотелефонной связи с выделенным ранее абоненту номером. При этом оператор связи, с которым абонент расторгает договор об оказании услуг связи, обязан обеспечить передачу указанного абонентского номера в сеть другого оператора связи. Срок завершения процедуры переноса абонентского номера, возможная периодичность переноса абонентского номера и другие нормы, затрагивающие взаимоотношения абонента и операторов связи при переносе абонентского номера, найдут свою детализацию в Правилах оказания услуг подвижной связи, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Для технической реализации права абонента на сохранение абонентского номера при заключении договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с другим оператором связи потребуется создание и
ведение специальной базы данных перенесенных номеров. Пунктом 5 статьи 1 законопроекта предусматривается, что оператором базы данных перенесенных номеров будет являться федеральный орган исполнительной власти в области связи. Создание базы данных перенесенных номеров планируется оператором такой базы данных за счет средств резерва универсального обслуживания, эксплуатация такой базы данных - за счет платежей операторов связи за внесение изменений в базу данных перенесенных номеров, а также за счет средств резерва универсального обслуживания в случае нехватки средств, поступивших от операторов-реципиентов.
Размер платы оператору базы данных перенесенных номеров, поступающей от операторов-реципиентов за каждый факт "переноса номера", устанавливается Правительством Российской Федерации исходя из ежегодных затрат на эксплуатацию базы данных перенесенных номеров и количества абонентов воспользовавшихся данной услугой.
Единовременные затраты на создание базы данных по экспертной оценке составят до 500 млн. рублей. Текущие затраты, связанные с обеспечением функционирования такой базы данных, оцениваются до 300 млн. рублей ежегодно.
При расчете предполагаемого размера платы оператору базы данных перенесенных номеров, устанавливаемого Правительством Российской Федерации для операторов-реципиентов, было учтено, что ежегодно услугой "переноса абонентского номера" воспользуются минимум 3 млн. абонентов. Исходя из ежегодных затрат, связанных с обеспечением функционирования базы данных перенесенных номеров, размер платы оператору базы данных перенесенных номеров предлагается установить в пределах 100 рублей.
Порядок функционирования базы данных перенесенных номеров, предоставления информации из этой базы данных, финансирования ее создания и эксплуатации будет установлен Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предполагается, что оператор связи, заключающий с абонентом договор об оказании услуг связи с использованием имеющегося у него абонентского номера, может взимать с абонента единоразовую плату. Размер платы абонента оператору-реципиенту за использование имеющегося абонентского номера при заключении договора об оказании услуг связи определяется оператором-реципиентом, но не может быть больше 100 рублей.
Поскольку указанный законопроект расширяет права абонентов, в пункте 9 статьи 1 законопроекта уточняется редакция статьи 62 Федерального закона "О связи".
Законопроект не потребует привлечения дополнительных средств из федерального бюджета.
Предлагаемый статьей 2 срок вступления в силу законопроекта предложен на основе экспертной оценки времени, необходимого для модернизации операторами связи сетей подвижной радиотелефонной связи, сетей зоновой телефонной связи, междугородной и международной телефонной связи, внесение изменений в договорные отношения между операторами связи и проведения информационной кампании среди абонентов с целью разъяснения порядка получения данной услуги.