Среди авторов есть и широко известные художники - Олег Целков, Гриша Брускин, Сергей Шутов, Ербол Мельдибеков, Ричард Васко, Михаль Ровнер, Брацор Дмитриевич и другие.
История искусства началась с попытки художников как можно точнее изобразить конкретного человека. Но со временем достоверный индивидуальный портрет сменился слепками эпохи, общества или какой-то социальной группы. Художественный стиль во многих работах стал доминировать над собственно объектом творческого озарения.
Как объяснил директор Пермского музея современного искусства PERMM Марат Гельман, современное искусство состоит либо из портретов неизвестных людей, либо из работ неизвестных художников.
- И в том, и в другом случае искусствоведы не могут узнать, чей портрет изображен, - говорит Марат Гельман. - В современном искусстве все больше анонимных работ. Художник хочет скрыть свое лицо. И это или протест против художественного рынка, который построен на торговле брендами, или страх быть наказанным за нарушение закона, рисование на стенах по ночам. Авторы выставки исследуют, что произошло с лицом, когда портрет потерял свою документальную функцию. Процесс упрощения изображения идет непрерывно, и вместо лиц появляются смайлики и другие символы. Выставка могла бы быть и в три раза больше, но все равно состояла бы из "ничьих" портретов. Ведь это масштабный процесс: индивидуальность исчезает, и человек превращается в толпу, в маску.
Гельман комментирует выставку на фоне живых молящихся фигур в черных одеяниях и капюшонах. Намек на слепой религиозный фанатизм, уничтожающий индивидуальность? Ответ на этот вопрос каждый посетитель должен дать сам.
Большая часть экспозиции действительно состоит из обезличенных персонажей. Это и фигурки людей в полный человеческий рост по стойке смирно на фоне спецоперации ОМОНа. И спящий гастарбайтер, голова которого спрятана в коробке. И митинговая толпа, у которой вместо лиц - яркие красные мазки. И живописные портреты людей, у которых вместо голов - какая-то бесформенная геологическая порода.
В эту галерею знакомых образов удачно вписываются огромные полотна на тему деятельности группы Pussy Riot, участницы которой по сути тоже - уже не персоны, а обезличенные символы в цветных балаклавах. На выставке представлены куклы из картона с цветными носками вместо шапок и деревянные матрешки с красными и синими колпачками на головах и прорезями на глазах.
И даже вождь революции Владимир Ленин предстает в неожиданных ракурсах. В галерее его бюстов сразу пять работ. В первой из них во внешности основателя Советского государства угадываются черты неандертальца. В другой - голова сильно сплюснута, хотя в профиль выглядит узнаваемо и привычно. Здесь тонкий намек: даже растиражированные образы обожаемых вождей могут оказаться обманчивой иллюзией.
Но самый главный вопрос, возникающий после посещения выставки: как распознать среди миллионов символов и серых клише по-настоящему уникальные художественные высказывания. Ответ на него гости музея ищут, прогуливаясь между бюстгальтеров, варежек и тельняшек, развешенных на бельевых веревках. Нижняя, верхняя одежда и все те же силуэты Pussy Riot чередуется с холстами Леонардо да Винчи, Петрова-Водкина и Пикассо. В тени гениального даже ширпотреб кажется примером тонкого вкуса.