Как отметил глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, законопроект призван упорядочить судебную практику "назначения уголовной ответственности за мошеннические действия".
Напомним, с инициативой более конкретно прописать виды обмана выступил Верховный суд России. Предложение вызвало споры в юридическом сообществе, звучали мнения как "за", так и "против". Поэтому в ходе дискуссий в документ был значительно подкорректирован. Теперь можно изучить окончательный вариант.
В дополнения к обычной статье "Мошенничество" вводится шесть новых составов. Первая статья проекта наказывает за мошенничество в сфере кредитования. По ней могут осудить за "хищение денежных средств заемщиком путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных и (или) недостоверных сведений". По данным Верховного суда России, в прошлом году за мошенничество в сфере кредитования было осуждено более 2,5 тысяч человек, что составило более 10 процентов от общего числа осужденных по статье "мошенничество". Так что новшество весьма актуально.
Вторая статья наказывает за мошенничество при получении выплат, то есть "хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат". Этот вид мошенничества один из самых распространенных: у нас любят хитрить с пенсиями и пособиями. В прошлом году за мошенничество при получении пособий, компенсаций, субсидий, социальных и иных денежных выплат было осуждено более 3 тысяч человек, что составило более 12 процентов от общего числа осужденных по статье "мошенничество".
Третья статья карает за мошенничество с использованием платежных карт, то есть "хищение чужого имущества, совершенное с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной или иной платежной карты путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой или иной организации". Эту статью могут вменить, допустим, когда некто, используя чужую банковскую карту для оплаты товаров или услуг в торговом или сервисном центре, поставит подпись в чеке на покупку вместо законного владельца карты либо предъявляет поддельный паспорт на его имя.
Четвертая статья появилась уже в ходе правки законопроекта: "мошенничество в сфере предпринимательской деятельности". Изначально предполагалось под этим номером прописать другой состав преступления. Однако в ходе многочисленных слушаний было решено защитить отдельной статьей предпринимателей. Защитить не от обмана, а от произвола силовиков.
По замыслу, конкретный состав преступления, где все четко и ясно обозначено, не позволит правоохранителям предъявлять бизнесменам обвинения по "резиновым" по сути статьям. "Наиболее значимым, представляется разграничение "классического" бытового мошенничества от мошенничества, которое возможно в сфере предпринимательской деятельности, - сказал Павел Крашенинников. - Зачастую правоохранители пытаются выдать за мошенничество простое неисполнения договорных обязательств. В этой связи, мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности выделено в отдельный состав".
Пятая дополнительная статья наказывает за мошенничество в сфере страхования. Здесь, наверное, все ясно. Шестой состав из проекта выделяет "мошенничество в сфере компьютерной информации". Речь идет о хищении чужого имущества путем "ввода, удаления, модификации или блокирования компьютерной информации либо иного вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации или информационно-телекоммуникационных сетей".
Но этим новшества не ограничились. "Теперь возбуждать дела по мошенничеству можно только по заявлениям потерпевших, а не по усмотрению правоохранительных органов, как это было до настоящего времени. Понятно, что за исключением случаев, когда потерпевшей стороной являются государственные или муниципальные организации - пояснил Павел Крашенинников. - Хотелось бы подчеркнуть, что помимо изменения законодательства не менее важной является смена тенденций в правоприменительной практике. Организаторы так называемых "заказных" уголовных дел должны с неизбежностью отвечать за свои действия. Для этого в действующем УК есть достаточно инструментов. Только сочетание этих двух аспектов позволит снизить число ошибок и злоупотреблений в ходе возбуждения уголовных дел о мошенничестве, будет способствовать более четкому разграничению уголовно-наказуемых деяний от гражданско-правовых отношений".
Также расширена статья 303 Уголовного кодекса. Пока она называется "фальсификация доказательств". Будет называться: "фальсификация доказательств и результатов оперативно-розыскной деятельности". По ней будут наказывать за фальсификацию результатов оперативно-розыскной деятельности "лицом, уполномоченным на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в целях уголовного преследования лица, заведомо непричастного к совершению преступления". За это коварному оперативнику будет грозить срок до 4 лет.