Объемный том "История смоленской фотографии (середина XIX - начало XXI века)" вышел в свет в местном издательстве "Иванов и партнеры" тиражом 300 экземпляров, что автоматически сделало его библиографической редкостью.
По словам председателя областной организации Союза фотохудожников России Игоря Чернова, за все время развития фотографии в Смоленской области не было предпринято ни одной попытки как-то проанализировать этот процесс или составить его летопись. Не претендует на это и антология, хотя она начинается с исторического очерка, посвященного основным этапам развития этого вида искусства на Смоленщине. Из него, в частности, следует, что ключевых для российской фотографии фигур область не дала, что первую попытку объединиться местные фотографы предприняли еще в 1902 году, что витрины дореволюционных смоленских фотосалонов, украшенные "карточками соблазнительного характера", дважды в начале ХХ века вызывали нарекания церковных и светских властей.
- Нет никаких документальных подтверждений того, что кто-то в Смоленске занимался художественной фотографией до революции и после нее - до 60-х годов ХХ века, - рассказал Игорь Чернов. - Очень недолгое время, фактически проездом из Минска в Москву, провел здесь выдающийся российский и советский фотопортретист Моисей Соломонович Наппельбаум, работал помощником фотографа, но свои искания того времени сам он называл "безвкусными и наивными". Таким образом, основная часть антологии посвящена современным фотохудожникам - членам нашего союза и участникам молодежного творческого объединения. Антология готовилась почти год, мы старались не забыть никого их фотохудожников, работавших в Смоленской области, но, к сожалению, далеко не всех удалось найти. Кто-то умер, и отыскать родственников не удалось, кто-то переехал, многие давно перестали заниматься фотографией…
Если судить по антологии, никакой особой, местной концепции у смоленских фотохудожников нет. Их работы очень разные - пейзажи, натюрморты, репортажная и жанровая съемка, портреты, ню, замысловатые композиции из необычных объектов и так далее, так что книгу, вместившую в себя все это творчество, скучной не назовешь.
Антология подготовлена к печати областной организацией Союза фотохудожников России и издана при содействии администрации региона.