Все наблюдатели отметили, что хозяева форума, катарцы, буквально силой протолкнули документ. Уже после того, как пакет был принят, российская сторона напомнила о протесте, заявленном с самого начала. "Это было беспрецедентное нарушение процедуры и абсолютно неприемлемый способ принятия юридически значимых решений - вопреки не только процедурным положениям, но и здравому смыслу. Решение принято, однако мы не можем согласиться с его легитимностью в части, касающейся двух пунктов", - пояснил по итогам заседания член российской делегации на переговорах в Катаре Олег Шаманов. И ясно дал понять: при рассмотрении вопроса о ратификации Киото-2 Москва обязательно учтет эти обстоятельства.
Разногласия вызвало изменение правил, касающихся переноса квот на эмиссию, накопленных в первый период действия протокола с 2005 года. По мнению россиян, положения документа фактически направлены против тех стран, чьи выбросы парниковых газов до 2020 года будут расти.
Впрочем, позиция российской стороны не была неожиданностью. В Москве уже несколько лет ставят вопрос о целесообразности участия в Киотском протоколе. В октябре эти сомнения были озвучены на уровне председателя правительства. "Мы никаких выгод от Киотского протокола не получили в коммерческом плане, воспользоваться не смогли", - заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.
Ранее советник президента РФ, спецпредставитель главы государства по вопросам климата Александр Бедрицкий рассказал в интервью агентству РИА Новости, что Киотский протокол в прежнем формате "давал слишком незначительный эффект, чтобы повлиять на повышение глобальной температуры". Это связано и с тем, что на страны-участницы приходятся лишь около трети мировых выбросов. "О том, кому нужно политически загнать Россию во второй период Киотского протокола, - тут к гадалке ходить не надо. Евросоюз фактически в одиночестве там остался", - объяснил чиновник. Напомним, США так и не ратифицировали протокол. До конца года выйти из соглашения намерена Канада, сомневаются даже в Японии - "на родине" Киото.
При этом российские представители уверяют, что даже без участия в Киотском протоколе можно использовать рыночные механизмы сокращения выбросов в рамках двусторонних или региональных соглашений.