Digital October и PricewaterhouseCoopers при финансовой поддержке Российской Венчурной Компании планируют обновлять рейтинг два раза в год, чтобы дать объективную оценку уровня и динамики развития российских стартапов.
RBTH отвечает за подготовку журналистских и аналитических материалов, чтобы представить рынок российских стартапов в наглядном, доступном виде. Все это должно поспособствовать интенсивному взаимодействию российских и западных стартаперов и профильных инвесторов.
По словам Дмитрия Репина, CEO Digital October, представление стартапов в формате рейтинга - мощный подход, позволяющий наглядно и комплексно ответить на вопрос: кто лучший, кто хорош в перспективе, а кто в скором времени исчезнет с рынка.
"Рейтинг стартапов - это средство получить ценное, объективное мнение о перспективах того или иного российского стартапа", - отметил Репин.
Составители рейтинга считают, что комплексная оценка позволяет профильным инвесторам качественно сориентироваться на рынке российских стартапов, а участникам рейтинга взглянуть на свою компанию со стороны и объективно оценить ее текущий уровень развития.
Всего в рейтинге принимает участие 225 компаний, отобранных по следующим параметрам:
• компания разрабатывает и выпускает продукт в области информационных технологий / IT (интернет-сервисы и мобильные сервисы); xайтек (инженерные проекты, технологические устройства и т.п.); биологические науки (биотехнологии и медицина);
• компания не старше 4 лет для IT отрасли, 5 лет для хайтек-отрасли и 6 лет для работающих в сфере биологии;
• количество сотрудников компании не превышает 100 человек;
• компания зарегистрирована на территории России и осуществляет здесь свою деятельность (хотя бы частично).
Профильные специалисты Digital October и Центра технологий и инноваций PwC, ориентируясь на экспертный опыт по управлению стартапами, выделили следующий набор критериев, в разной степени отражающих инвестиционную привлекательность стартапа:
• Команда
• Рынок и Продукт
• Финансирование
• Динамика развития
• Юридические аспекты
• Медиа освещение
Антон Абашкин из PwC отметил, что универсальных рецептов для построения рейтинга в индустрии стартапов не существует. "На первый взгляд, все критерии оценки лежат на поверхности, но тонкости различия компаний в зависимости от области (IT, хайтек) или этапа развития учесть крайне трудно. Другими словами, под одну гребенку все стартапы не подведешь, но общий знаменатель все равно нужен", - рассказал эксперт. С организационной точки зрения самым большим вызовом для составителей рейтинга, по словам Абашкина, было собрать данные о стартапах в адекватном качестве. "В этой связи мы уделили особое внимание этапу тестирования нашей методики", - подчеркнул представитель PwC.
Каждый критерий представлен в исследовании набором индикаторов. Каждый индикатор обладает собственным весом в общей оценке по критерию, и каждый критерий имеет свой вес в общей оценке стартапа. Логика весов отражает влияние разнообразных показателей проекта на его успех.
Оценка компаний проводилась в двух направлениях: сбор информации о стартапах посредством анкетирования представителей компаний и независимая экспертная оценка, представленная в виде рекомендаций.
Веса критериев и индикаторов, подборка индикаторов и эксперты варьируются в зависимости от отрасли, в которой работает стартап. Таким образом, проекты оцениваются с учетом специфики каждой отрасли.
В итоге каждая компания получает буквенный индекс, отражающий попадание стартапа в тот или иной интервал по сумме баллов, которые он набрал за анкету и рекомендации экспертов.