Приоритетным были обозначены три направления: проведение налогового маневра, который снизит налоговую нагрузку на труд и капитал; повышение налоговой нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов и переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Но жизнь в любые планы вносит свои коррективы. Например, существующий уровень системы учета земельных ресурсов и имущества пока не позволяет внедрить налог на недвижимость в России. Реальные сроки внедрения этого налога откладываются как минимум еще на год. Но уже с 2013 года принятые в Налоговый кодекс поправки затронут интересы большинства налогоплательщиков - физических и юридических лиц.
В новом году повысится транспортный налог, и это повышение затронет и частных лиц, и организации. Федеральный бюджет планируется пополнять за счет увеличения ставок в основном для мощных транспортных средств. На уровне регионов ставки в 2013 году вырастут практически для всех категорий транспорта. В среднем увеличение ставок составит до 15%, что станет заметно для семейного бюджета многих граждан. Государство, увеличивая ставку транспортного налога, рассчитывает за счет полученных налогов решить проблемы дорожной инфраструктуры и косвенным образом повысить привлекательность общественного транспорта, пересадив на него часть автовладельцев. Получится ли у государства решить такими методами эти задачи - нам покажет время.
Благоприятные изменения в новом налоговом году ожидают те организации, которые платят в бюджет налог на прибыль. Во-первых, восстанавливать сумму амортизационной премии при реализации основных средств до истечения пятилетнего срока со дня его ввода в эксплуатацию будет необходимо только в том случае, если основное средство реализуется взаимозависимому лицу. Кроме этого, на законодательном уровне наконец-то закреплено, что при определении остаточной стоимости основного средства, к которому применялась амортизационная премия, необходимо учитывать также и эту премию. Ранее налоговые органы были против такой меры, и налогоплательщики были лишены возможности учитывать в расходах восстановленную амортизационную премию.
Во-вторых, по объектам недвижимости амортизация с 2013 года будет начисляться в общем порядке, т.е. налогоплательщикам не надо будет ждать момента подачи документов на государственную регистрацию, достаточно ввести такой объект в эксплуатацию. Таким образом, датой реализации недвижимого имущества будет считаться дата передачи недвижимого имущества приобретателю по передаточному акту, а не дата регистрации перехода права собственности.
В-третьих, до 31 декабря 2013 года продлено применение коэффициентов к ставке рефинансирования при расчете предельной величины процентов по заемным обязательствам, учитываемых при налогообложении. Эта норма будет выгодна предпринимателям при привлечении рублевых займов, так как она снизит налогооблагаемую базу.
Также стоит отметить, что в 2013 году серьезные изменения ожидают смежную с налогообложением сферу - бухгалтерский учет. Важное событие коснется всех налогоплательщиков: вступит в силу новый закон о бухгалтерском учете. Фактически можно сказать, что нашим государством взят курс на сближение национальной системы бухучета и МСФО, что однозначно будет способствовать улучшению взаимодействия российских компаний с иностранными партнерами - банками и инвесторами.
Еще одним положительным моментом, который ожидает налогоплательщиков в 2013 году, станет бурное развитие электронного документооборота. Новый закон о бухгалтерском учете предусматривает и разрешает то, что ранее было категорически запрещено: это составление первичных учетных документов не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Это нововведение избавит от рутинной работы значительное число бухгалтеров.
Важным нововведением станет отмена обязательного применения унифицированных форм первичных учетных документов - устанавливается только перечень обязательных реквизитов документа. Данное изменение затрагивает бухгалтерский и налоговый учет, так как при включении в базу по налогам на прибыль, расходы должны быть обязательно документально подтверждены. Теперь у налоговых органов не будет оснований исключить расходы из налогооблагаемой базы по причине оформления документа по неунифицированной форме. Такое изменение, с одной стороны, упрощает работу бухгалтера, но вместе с тем одновременно вносит дополнительные сложности. Ранее унифицированные формы содержали все обязательные реквизиты, а с 2013 года бухгалтеру организации придется пристально изучать каждый документ и проверять его на наличие обязательных реквизитов.
Конкретные формы первичных учетных документов утверждаются руководителем юридического лица. Правда, в такой ситуации возникает резонный вопрос: как может организация принять к учету первичный документ по той форме, которая утверждена не ей, а второй стороной сделки, т.е. покупатель, принимает к учету товар по иной, отличающейся форме накладной, чем та, которая утверждена у него? Вероятно, чтобы спасти налоговиков и бухгалтеров хотя бы на первое время от "хаоса" и ограничить самостоятельность налогоплательщиков в утверждении форм бумажных и электронных первичных учетных документов, ФНС России накануне 2013 года рекомендовала использовать утвержденные ею форматы наиболее распространенных первичных документов: товарной накладной и акта приемки-сдачи работ (услуг).
Приведенные выше изменения, в целом не являются значительными для реформирования налоговой системы, однако отражают положительную тенденцию и, будем надеяться, являются предвестниками более серьезных налоговых реформ, которые позволят улучшить предпринимательский климат и лучше сбалансировать налоговое бремя ресурсных отраслей, малого и крупного бизнеса.