Возможно ли предоставление Латгалии особого статуса в Латвии?
Александр Гапоненко: Вполне возможно. Мне кажется, латгальцы могут иметь те же права, что каталонцы в Испании и шотландцы в Великобритании. Я написал в своей книге, что латгалы являются особым народом. А каждый народ имеет право на самостоятельное обустройство своей жизни в социо-культурной и экономической областях.
Есть ли у идеи автономии Латгалии сторонники?
Гапоненко: Есть, но очень мало. Надо понимать: сначала появляются идеи, а затем они завладевают массами. Автономизация Латгалии - это путь решения накопившихся годами проблем. Проблемы можно было бы решить, конечно, без придания Латгалии особого статуса, но латвийские власти уже два десятилетия бездействуют в этом вопросе.
А русские поддерживают латгалов в вопросе автономии?
Гапоненко: В ходе недавнего латвийского референдума по русскому языку в Латгалии русский как второй государственный поддержали 55 процентов местных избирателей. Что свидетельствует о схожих взглядах латгальского и русского населения Латгалии.
Существуют ли противники автономии Латгалии?
Гапоненко: Конечно. Это правящий латышский истеблишмент, который боится, что пирамиду, на которой зиждется его власть, покинут латгалы.
Какое сейчас положение в этом регионе?
Гапоненко: В настоящее время Латгалия, по данным Евростата, является самым экономически отсталым регионом Европы, что является следствием отношения латвийских властей к этому региону. В советское же время темпы развития Латгалии опережали рост в других регионах Латвии.
Какой Вы видите Латгалию лет через десять?
Гапоненко: Думаю, она добьется автономии в какой-либо форме.