В Перми открылась выставка любительских кинолент времен СССР

В Перми в зале "Музея советского наива" открылась выставка самодеятельной кинохроники советского времени "Свое кино: хроники частной жизни".

На ней демонстрируются ленты, снятые непрофессиональными кинематографистами, из десяти частных и музейных собраний России и Украины. Как считает украинский куратор выставки Богдан Шумилович, такая выставка - первая во всем бывшем Советском Союзе.

Выставочный зал "Музея советского наива" сейчас совсем не похож на галерею. Вместо привычных выставочных стендов посетителя ждут шесть плотных занавесок, а за ними в мини-зальчиках нон-стоп крутятся любительские фильмы, снятые кинематографистами из народа в шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы прошлого века. Для поколения цифровой эпохи эти кадры, наверное, в одном ряду с творчеством братьев Люмьеров. Это простые черно-белые ленты - цвет очень редок, разве что флаги и транспаранты красные, - без титров, без звука. Изображение нередко дрожит, и это не оттого, что оператор "принял", а верный признак съемки на восьмимиллиметровую пленку.

Здесь веселые студенты едут "на картошку", на другом экране - играют чью-то свадьбу, на третьем - легкоатлетический кросс в лесу. На четвертом неожиданно - характерный силуэт телебашни Восточного Берлина: кому-то из кинолюбителей повезло съездить в ГДР, и он запечатлел зарубежье для друзей и потомков. Это в "большом" кино, в официальных "датских" кинохрониках советские люди ударно трудились, строили, побеждали. А здесь - немудреные хроники частной жизни, не претендующие на Ленинские премии, а снятые лишь для того, чтобы порадовать друзей в выходной. И вдруг в памяти оживают забытые образы. Кого-то из этих людей, может, и в живых-то уже нет, и родные пермские детали не везде угадаешь, а только… ты сам бегал в детстве такой же кросс и ходил с классом на демонстрацию.

В выставке использованы пленки из домашних коллекций пермских кинолюбителей, а также из собраний Центрального государственного кинофотоархива Украины им. Г. Пшеничного (Киев), "Центра городской истории Центральной и Восточной Европы" (Львов) и других украинских. Посреди зала воссоздана типичная комната начала семидесятых, - в натуральную величину, - с мебелью того времени, кинопроектором, альбомом фотографий звезд советского кино и образцами пленки на столе, - это инсталляция московского художника Леонида Тишкова "Мерцающий кинолюбитель".(Леонид Тишков известен пермякам подготовкой выставки "Кудымкор - локомотив будущего", посвященной творчеству Петра Субботника-Пермяка).

По словам куратора выставки культуролога и историка искусства Богдана Шумиловича (Украина), такая выставка организована впервые в бывшем Советском Союзе.

- Эти фильмы снимались не для кинотеатра, а для домашнего просмотра, - сообщил Богдан Шумилович. - Однако, попав в музейное пространство, частная съемка превращается в произведение искусства. Вас охватывают эмоции, память начинает генерировать собственные воспоминания. Так любительская пленка соединяет личное и общее.

"Музей советского наива" организован Андреем и Надеждой Агишевыми на основе частной коллекции. Как подчеркивают инициаторы, нынешний зал в бывшем здании духовной семинарии (позднее высшего командного училища ракетных войск) - не постоянная его резиденция.

Выставка "Свое кино" проработает до февраля 2013 года.

Справка "РГ"

Понятие "кинолюбительство" было введено в 1925 году Обществом друзей советского кино. Однако выпуск портативных кинокамер для непрофессионалов был начат отечественной промышленностью в пятидесятые годы прошлого века. В 1957 году при правлении Союза кинематографистов СССР была организована Всесоюзная комиссия по работе с кинолюбителями. В конце семидесятых годов в СССР насчитывалось уже более 15 тысяч самодеятельных киностудий, и свыше двух миллионов человек занимались киносъемками самостоятельно. В девяностые года любительская киносъемка сошла на "нет" в связи с распространением видеокамер японского производства - наступала эпоха VHS.