Но уже сейчас диспетчерский центр московской воздушной зоны, которая простирается до границ с Белоруссией и Украиной, работает на пределе возможностей и оборудования, и людей. И без помощи искусственного разума уже не обойтись, уверяют эксперты.
Три года назад в подмосковном Внуково начали строить новый центр по управлению авиаполетами. На него уже затрачено несколько миллиардов рублей, но его оснащение продолжается. И в 2015 году новый Московский центр организации воздушного движения заработает на полную мощность. К этому времени аэропорты столицы рассчитывают принимать по 100 миллионов пассажиров в год, отметил руководитель Московского центра автоматизированного управления воздушным движением Владимир Ужаков, показывая журналистам новые рабочие места диспетчеров.
В помощь людям уже разработана отечественная система, которая следит за работой оборудования по управлению аэропортов, что позволит в скором времени значительно сократить время взлета и захода на посадку. Испытания программного комплекса "Синтез" будут проходить в течение 2013 года. И еще понадобится два года, чтобы отшлифовать новую систему.
В это время и новый, и действующий центры будут работать параллельно, чтобы исключить сбои в работе во время отладки оборудования. Поэтому пока пассажирам придется набраться терпения, если самолет долго кружит в небе и ждет разрешения на посадку. Ведь сейчас при переносе рейсов приходится практически в ручном режиме менять график полетов, от чего идет задержка рейсов, отметил представитель Госкорпорации по организации воздушного движения Сергей Погребнов.
Уже разработана и новая структура воздушного пространства московской авиазоны. Через три года пассажирским самолетам дадут возможность летать по более коротким трассам в небе, оптимальным траекториям. Это уменьшит время нахождения в воздухе, расход топлива. ГЛОНАСС и навигационная наземная система будет вести самолеты точно по заданным маршрутам и сигнализировать диспетчерам о возможных отклонениях самолетов и столкновениях. Это позволит предупредить конфликт в небе и увеличить пропускную способность, отметили аэронавигаторы.
Работу по переходу на новую структуру воздушного пространства в Московской воздушной зоне, которую ведут сейчас минтранс, минобороны и Росавиация, планируется завершить в декабре 2013 года. Основным преимуществом предлагаемой новой структуры воздушного пространства является полная бесконфликтность схем прилета и вылета, пояснили "РГ" в Росавиации.
При этом достигнута оптимизация общего числа участков воздушных трасс, их количество сократилось с 347 до 279, полностью исключены 170 имеющихся в настоящее время участков встречного воздушного движения. Суммарная протяженность сети воздушных трасс вырастет на тысячу километров. Еще одно перспективное направление - разделение потоков воздушных судов для одновременного использования нескольких взлетно-посадочных полос на основных аэродромах, рассказали в Росавиации.