Напомним, вчера в поселке Борисоглебский Ярославской области беременные женщины "оккупировали" здание роддома, протестуя против его закрытия.
Дело в том, что с 1 января будущего года власти региона сокращают акушерские койки, не подходящие под современные стандарты оказания медицинской помощи. Всего в "ликвидационный" список попали 26 коек в семи районах области: Даниловском, Пошехонском, Борисоглебском, Брейтовском, Некоузском, Мышкинском и Большесельском. Областные власти планируют, что с 1 января роженицы из этих территорий будут доставляться в так называемые опорные роддома второй категории в соседних районах, а в случае осложнений - в недавно построенный Ярославский областной перинатальный центр. Ради этого, по словам заместителя губернатора региона Александра Сенина, из регионального бюджета выделены 82 миллиона рублей на приобретение транспорта - 72 спецавтомобилей, оборудованных системой ГЛОНАСС.
Однако гладкие и просчитанные на бумаге планы вызвали во многих районах, остающихся без акушерских коек, бурю протеста. В поселке Борисоглебский больше сотни людей вышли на улицу, к деревянному зданию своего роддома, протестуя против его закрытия. И хотя роддомом три акушерские койки, по словам представителей департамента здравоохранения, не являются, для местных жителей это именно роддом, где появились на свет как минимум половина их детей, да и они сами.
А в минувший понедельник на "штурм" уже почти закрытого роддома пошли беременные женщины. По словам участницы акции Ольги Аникановой, восемь женщин из Борисоглебска и окрестных сел и деревень зашли в помещение и расположились при входе, заявив, что не уйдут, пока их не выслушают представители областного департамента здравоохранения.
- Уже была намечена инвентаризация родильного отделения, а ночью на понедельник там родились сразу двое детей - мальчик и девочка. Это словно знак свыше! То есть наш роддом продолжает функционировать, - говорит Ольга Аниканова. - Чтобы не нарушать режим, мы сидели возле входа, но потом состояние трех женщин ухудшилось, они сдали анализы и перешли в палату. Мы здесь уже сутки.
По словам участниц акции протеста, вопрос о закрытии борисоглебского "роддома" из-за ветхости деревянного здания поднимался еще три года назад, но тогда инициативу в свои руки взяли местные православные приходы, и люди собрали на ремонт 300 тысяч рублей: в "избушке" была заменена сантехника, вставлены пластиковые окна, отремонтирован фундамент. И сегодня это по-домашнему уютное, но, конечно, не суперсовременное родовспомогательное учреждение.
-Так помогите его оснастить, помогите перевести в другое, не деревянное, помещение, - говорят женщины. - Мы опять кинем клич и сами деньги соберем. Ведь если бы нам не нужен был этот роддом, нас бы здесь не было. А нас даже не выслушали, когда это решение принимали. Если женщина в своей жизни рожает один раз - можно и потерпеть, пережить весь этот ужас поездок за много километров и забыть, а если она думает родить несколько раз? Каждые последующие роды происходят все быстрее, и ей важно иметь роддом поблизости.
Кстати, в Даниловском районе, где сокращаются сразу десять акушерских коек, тоже расположенных в деревянном здании, районные власти намерены свой роддом восстановить - они, по словам главы района Александра Смирнова, уже взяли на себя обязательство по проектированию нового родильного отделения.
В Борисоглебске, увы, таких планов не строят.
- Эффективность нашего родильного отделения очень мала, - говорит главврач Борисоглебской ЦРБ Николай Еремин.- За год у нас родилось 66 детей, работают три койки. В месяц получается по двое родов на одну койку, а затраты на это несопоставимые.
По словам директора областного департамента здравоохранения Сергея Вундервальда, 66 младенцев - это меньше половины борисоглебских новорожденных, появившихся в районе в прошлом году. Всего их было 148. То есть остальные 82 родились в других роддомах региона - в тех же Ростове и Ярославле, а значит, женщины сами уже "голосуют ногами" за удобства и высокий уровень медобслуживания.
Р.S. Встречи с руководством департамента здравоохранения протестующие женщины и сотрудники родильного отделения дождались, но ничего не добились. По словам заведующей отделением Татьяны Евстафьевой, руководство департамента еще раз заявило, что с 1 января на дверях отделения будет висеть замок, поскольку оно не отвечает современным требованиям и не сможет получить лицензию. Рожениц будут возить за 20 километров в Ростов и за 130 - в Ярославль. Насколько это разумно - покажет время. И статистика рождаемости за 2013 год…
Александр Сенин, заместитель губернатора Ярославской области:
- Мы не просто так разработали эту программу. Ни одно родильное отделение, которое попало под сокращение, не смогло бы получить лицензию на следующий год, поскольку не соответствует современным стандартам оказания медицинской помощи. А без лицензии работать нельзя.
Тем временем
Закрывающимися акушерскими койками в ярославской области заинтересовалась общественная палата РФ. Учитывая, что проблема сохранения малокомплектных роддомов стоит очень остро и крайне болезненно воспринимается населением, председатель комиссии ОП по контролю за реформой и модернизацией системы здравоохранения Николай Дайхес принял решение провести общественные слушания по данной проблеме.
За сохранение акушерских коек высказалась и Русская православная церковь. "Считаю нравственно сомнительным вообще говорить о рентабельности, когда речь идет о создании условий для рождения детей, - заявил председатель синодального информационного отдела Московского патриархата Владимир Легойда. - Эта логика может нас привести к утверждению, что абортарии выгоднее роддомов, школ и детских садов". По мнению Владимира Легойды, без эффективной системы поддержки семьи, можно ожидать лишь спада рождаемости, вымирания населения, которое раз и навсегда поставит крест на национальной экономике как таковой.
А в Мышкине, где с 1 декабря сокращены две последние акушерские койки, активисты молодежного совета района собирают подписи населения против такого решения. Более 700 подписей уже направлены на имя губернатора Ярославской области, председателя облдумы и в министерство здравоохранения.