Более 60 журналистов из Беларуси и России преодолели на автобусе более тысячи километров от Москвы - через Владимир - Ковров - Палех - Городец - Семенов - до Нижнего Новгорода, чтобы посмотреть, как поживают-выживают всемирно известные народные промыслы.
Первой в маршруте стала Павловопосадская платочная мануфактура, основанная в 1875 году двумя Иванами - Грязновым и Лабзиным.
Начинали компаньоны с шерстяных платков с красочным печатным рисунком. Фабрика за эти годы ни разу не закрывалась: ни в кризисы, ни в войны. Сейчас предприятие выпускает в год до 600 разновидностей платков и шалей. Особым спросом пользуется платок, посвященный 200-летию Бородинской битвы и победе России в Отечественной войне 1812 года.
Недавно на премию Союзного государства в области литературы и искусства за 2013-14 годы выдвинута коллекция "Цветы России" из 80 платков. А Нина Бобрович, мастер "Культурно-исторического комплекса "Золотое кольцо города Витебска "Двина" создала коллекцию белорусских народных костюмов с использованием фрагментов павловопосадских платков, которая также выдвинута на соискание премии Союзного государства.
После платков было знакомство с "Ковровской глиняной игрушкой". Здесь, на берегу Клязьмы, в местах, богатых голубой и белой глиной, уже не один десяток лет процветает этот промысел. Уникальная глина здесь до сих пор не перевелась в отличие от Гжели, куда ее завозят из Украины. "Ковровская глиняная игрушка" занесена в Энциклопедию народных промыслов России. В 2005 году вместе с Ковровским историко-мемориальным музеем была удостоена гранта президента России за экспозицию "Мир глиняной игрушки". Журналисты приняли участие в мастер-классе по изготовлению игрушки из белой глины, а затем отправились в Ивановскую область, в знаменитый Палех.
Палех похож на расписную шкатулку. Поселение возникло в XIII веке, после того как монголы разрушили Владимир, Суздаль и Ростов и жители бежали в леса. Здесь сохранились основы старейших русских иконописных промыслов с особо тонким исполнением темперными красками с добавлением золота, что и определило палехский стиль. После 1917 года спрос на иконы исчез, и в 1924 году местные мастера создали артель древней живописи. Сегодня в Палехе живет 700 художников. После 1990 года возродилась иконопись. Сейчас мастерская "Палехский иконостас" воссоздает иконостас для храма в Минске.
Иконописцы востребованы, но мастерские Палеха приходят в упадок. Об этом с печалью рассказал преподаватель Палехского художественного училища Андрей Арапов. Училище выпускает 14 человек в год. Выпускникам дают общежитие, а вот подъемные (как в СССР) - нет. Чтобы поддержать промысел, нужна выставочная деятельность, деньги для музеев, чтобы они могли закупить изделия Палеха. При Советской власти все держалось на госзаказах (например, расписывали панно в театре Наталии Сац). Сегодня в Палехе несколько мастерских, которые исповедуют разные стили, поэтому нужен Экспертный совет. Какой стиль можно именовать Палехом, а какой нет?
Затем было посещение Пучежского предприятия художественных промыслов "Истоки". Об истории создания рассказала директор Валентина Кушманцева. В Пучеже, в церкви Воскресения Христова, хранился памятник древнерусской живописи - "пучежская плащаница", вышитая иглой в 1441 году. Необычайно красивое произведение (в настоящее время хранится в Оружейной палате московского Кремля) служило наглядным примером для пучежских вышивальщиц.
Сегодня "Истоки" могут предложить покупателям более 300 наименований продукции, в том числе настоящие эксклюзивные коллекции. Глядя на изделия мастериц, вышивающих белым по белому, трудно удержаться, чтобы не воскликнуть: "Умеем ведь!" Спрос есть, но вышивка на льне или шифоне очень дорога. Предприятие участвует в международных выставках "Ладья", "Жар-птица", "Русский лен", а вот зарплата у работниц не более 7 тысяч. На предприятии недостаток кадров, работают старые мастерицы в холодных помещениях.
Переезд в пряничный Городец занял пару часов. В Нижегородской области - треть всех промыслов России. 25 предприятий области имеют статус народных промыслов. В 2011 году их посетило 650 тысяч туристов, в 2012 году -700 тысяч. В музее фабрики "Городецкая роспись" можно изучать историю России. Самые распространенные сюжеты - гулянья, чаепития, знаменитый городецкий конь со всадником. Более 400 изделий из древесины выпускает фабрика. Работает экспертный совет, который контролирует качество. Городецкие мастера на "Славянском базаре в Витебске" занимали первые места, а французы говорят, что место городецким игрушкам в Лувре - они озарены солнцем и пахнут разнотравьем.
Но самое большое предприятие по изготовлению деревянной игрушки находится в соседнем Семенове. Более 300 лет назад появились здесь расписные деревянные изделия с эффектом позолоты. В Заволжье сохранилась технология создания золотого фона изделия из растертого в порошок олова. Настоящим заповедником этой росписи стало крупнейшее в России предприятие "Хохломская роспись". В ассортименте 1500 наименований. Это и расписные ложки, посуда, мебель, матрешки... Однако утверждает, что предприятие переживает нелегкие времена: высокие налоги, много контрафактной продукции. За последнее десятилетие численность работающих сократилась с 2000 человек до 800.
Пресс-тур завершился "круглым столом" на тему "Народные промыслы: как сохранить, развить, приумножить?". Геннадий Дрожжин, председатель правления ассоциации "Народные художественные промыслы России", считает, что господдержка не адекватна состоянию народных промыслов. Бюджет одного промысла меньше бюджета футбольной команды. Государство должно защищать и охранять законом народное культурное достояние. С этим вряд ли кто поспорит.