Сироты еврейского государства сразу оказываются в опекунских семьях

Формально иностранные граждане не лишены права усыновлять израильских сирот. Но их всегда опережают израильтяне.

В Израиле детских домов нет. И только по одной единственной причине: любой ребенок, оставшийся без родителей или попечительства ближайших родственников, немедленно попадает в картотеку на усыновление или удочерение. Сироты, дети из неблагополучных семей, отцы и матери которых лишены родительских прав, немедленно оказываются в опекунских семьях.

Усыновление израильских детей иностранными гражданами формально не запрещено. Однако в данном случае, как гласит закон,  "несомненный приоритет отдается гражданам страны проживания ребёнка". Иностранным семьям ребенок, определенный как сирота,  может быть передан только в тех случаях, если не представилось возможным передать его в семью (или на усыновление-удочерение, или под опеку или во временную приемную семью) опять же страны проживания ребёнка. Неграждане Израиля могут претендовать стать приемными родителями израильского ребенка также в случае, если прошло не менее трех месяцев со дня постановки сироты на централизованный учет. Исключение составляют только родственники ребенка, желающие его усыновить. Они могут начать процесс усыновления на общих основаниях, независимо от своего гражданства и места жительства. Примером такой ситуации может служить судьба маленькой Кати.

В страшной катастрофе, случившейся тринадцать лет назад, погибли ее родители. Когда об этом сообщили в сводках происшествий СМИ, только в течение суток в социальные службы города, в котором жила семья девочки, обратилось несколько десятков израильтян, выразивших немедленную готовность  оформить опеку над сиротой, а затем и ее удочерить. Уже через неделю после гибели родителей маленькая Катя жила во временной приемной семье, готовившей оформление над ней опеки. Однако, согласно Закону государства Израиль, первоочередное право на опекунство принадлежит ближайшим родственникам. Поэтому израильский МИД начал активный поиск родственников оставшейся круглой сиротой девочки по всему миру. Оказалось, что Катя родилась у молодых супругов, выходцев из бывшего СССР, которые познакомились и поженились на Земле Обетованной. В Израиле никаких родственников у погибшей пары не было. Но в Канаде нашлась бабушка Кати по отцовской линии. Эта женщина, по имени Алена, переехала к своим родственникам в один из канадских городов из Украины. Она прибыла в Израиль и начала процедуру удочерения. В принципе маленькая Катя могла стать первым израильским ребенком, вывезенным близким родственником за пределы страны. Но этого не произошло. Бабушка решила остаться в Израиле и здесь воспитывать внучку.

Важно иметь в виду, что усыновление иностранными гражданами (или лицами без гражданства) ребенка, обладающего израильским гражданством, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель. Иными словами, если усыновитель - гражданин России, то процедура усыновления производится согласно российским законам. А если усыновитель - лицо без гражданства, то в соответствии с законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства. При усыновлении в обязательном порядке должны быть соблюдены интересы ребенка. Документы, в переводе на иврит, заверенные нотариусом, предоставляемые иностранными гражданами в суд для усыновления ребенка, в большинстве случаев требуют консульской легализации.

На Земле Обетованной желающих принять в свои семьи осиротевших детей так много, что иностранцы, которым, повторюсь, местный закон не запрещает усыновлять израильских сирот, просто никогда не дождутся своей очереди - граждане еврейского государства их обязательно опередят. Таким образом, опять же формально, если какого-то ребенка по каким-то причинам (например, наличия тяжелой инвалидности) долгое время не усыновляют и в качестве первого этапа даже не берут над ним опеку, то иностранная семья имеет право подать соответствующее прошение на усыновление. Но таких случаев в Израиле никогда не было и, по всей видимости, никогда не будет.

Процедура усыновления-удочерения в Израиле сложная и в большинстве случаев без опекунства, как начальной стадии, не обойтись. Юридическое оформление приемными родителями своих неродных детей может занять немалое время. В конце концов, комиссии, созданные при социальных отделах муниципалитетов, должны иметь четкое представление, в какие семьи попадает ребенок. Но оформление опекунства много времени не занимает. Важно иметь в виду, что в Израиле развита практика временного опекунства. Временными опекунами становятся известные социальным и патронажным службам обычно религиозные семьи, которые берут сирот на содержание до того, как  они попадут к постоянным опекунам или приемным родителям.

В еврейском государстве процедура усыновления регулируется Законом от 1981 года и проходит в суде по семейным делам. Постановление об усыновлении выносится только в случае, если суд убедится, что усыновители наладили контакт с ребенком, и он,  окажется в условиях, несомненно, лучших, чем был до усыновления. В основе израильских законов об усыновлении детей, граждан иностранных государств, лежит Международная конвенция по правам ребенка.

С 1 января 1998 года в Израиле действуют изменения к Закону об усыновлении. Согласно новой редакции, жителям еврейского государства разрешается усыновлять детей за границей только посредством "амуты", то есть общественных организаций, имеющих специальные лицензии от министерства юстиции, а также от министерства труда и социального развития. Прямые усыновления без участия "амуты" считаются уголовным преступлением.

Примером такой "амуты" может считаться организация в городе Герцлия, возглавляемая пенсионеркой Рут Эльдар. Эта организация дает возможность израильтянам усыновлять детей из таких стран, как Украина, Молдавия, Румыния, Филиппины и Гватемала. Израильский закон предписывает "амуте", занимающейся устройством (опекунством и усыновлением) детей в израильские семьи, в течение первых трех месяцев ежедневно проведывать приемных детей в новых семьях. В дальнейшем за судьбой этих детей следят социальные службы и представители министерства юстиции.

В Израиле официально зарегистрирована и "русская" амута "Семья каждому ребенку", которую возглавляет бывшая жительница поселка Тикси в Якутии Ирина Сахута. В беседе с корреспондентом "РГ" Ирина заметила, что в Израиле сотни детей из русскоязычных семей являются сиротами при живых родителях, погрязших в  алкоголизме и наркомании. По словам Сахуты, именно опекунство, которое в отличие от усыновления не требует много времени для оформления, может стать "спасительным кругом" для многих бывших жителей самой большой страны мира. В юридической процедуре опекунство представляет собой первую стадию усыновления. Следующий же шаг, фактическое усыновление, для будущих приемных родителей становится бесплатным.

Государство не остается в стороне и совместно с общественными организациями финансово стимулирует будущих приемных родителей. Семье, взявшей ребенка под опеку, выплачивается ежемесячно, как минимум, 1950 шекелей (около 600 долларов). Если ребенок грудной, то к этой сумме ежемесячно добавляется еще 250 шекелей на покупку подгузников. Еврейское государство и соответствующие фонды оплачивают также покупку для ребенка лекарств, очков и пребывание в детском саду. Два раза в год государственные и общественные структуры выделяет таким семьям единовременные пособия. В августе на счет опекунов перечисляются "оздоровительные" в размере 930 шекелей, в феврале "школьные", - 680 шекелей. Разумеется, никакой праздник не обходится без подарков.

В Израиле в большинстве случаев усыновляют детей не бездетные пары, а те, у которых уже есть ребенок, да не один. Так, сама Ирина Сахута, воспитывающая вместе с мужем троих собственных детей, взяла под свою опеку двоих малолетних брата и сестру и собирается взять еще двоих.

За последние четырнадцать лет израильтяне усыновили более двух тысяч детей из СНГ, в основном из Украины. Гражданами еврейского государства стали около семисот маленьких украинцев, около пятисот российских сирот и не менее ста пятидесяти деток из Беларуси. Причем, в израильских приемных семьях оказывались и дети-инвалиды. При этом случаев, когда израильские приемные родители заявляли бы в этой связи претензии или хотели бы вернуть взятых детей назад, здешние органы опеки и попечительства припомнить не могут. Наоборот, даже в случае обнаружения у ребенка болезни уже после усыновления о "возврате" никто и не помышляет. Так, когда у взятых в семью двух девочек-двойняшек из Украины обнаружился СПИД, переданный им родной матерью-наркоманкой, приемные израильские родители Моше и Рахель прошли специальный курс ухаживания за такими детьми, но "возвращать" детей у них и мысли не возникало.

И наконец, последнее. Как сообщили израильские СМИ, через полгода после того, как российский ребенок Дима Яковлев погиб в усыновившей его американской семье, его родной брат, двухлетний Сережа, был усыновлен в Израиле. Еще в Псковской области постановлением областного суда ему сменили имя и фамилию. Теперь его зовут Шалом Зохан. Он растет в весьма обеспеченной семье Зохан. Недавно ему исполнилось пять лет. На следующий год он пойдет в школу. Можно не сомневаться, что на сегодняшний день судьба Сережи Яковлева, ставшего израильтянином Шаломом Зоханом, складывается вполне благополучно.