Поделиться

    Флоту передадут серийный ракетоносец "Александр Невский"

    Серийное строительство боевых кораблей, в том числе стратегических и многоцелевых атомных подводных лодок, синхронизировано с Государственной программой вооружений (ГПВ-2020) и постепенно входит в график - об этом заявил в интервью "Российской газете" президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрей Дьячков. По его словам, вслед за ракетоносцем "Юрий Долгорукий" - головным в ряду себе подобных кораблей четвертого поколения, который официально принят в состав ВМФ 10 января, уже к середине лета нынешнего года флоту передадут второй по времени закладки и первый серийный ракетоносец проекта 955 "Борей" - "Александр Невский".

    - К концу минувшего года, - напомнил глава ОСК, - экипаж и сдаточная команда этого корабля успешно завершили заводские и часть государственных испытаний. В 2013-м, как и "Юрий Долгорукий", первый серийный ракетоносец будет передан в состав ВМФ. Это у нас не вызывает сомнений. Все задачи, которые к настоящему времени ставились, успешно выполнены. Нужен еще примерно месяц на то, чтобы завершить оставшийся этап государственных испытаний, и "Александр Невский" будет передан флоту. Мы полагаем, что это произойдет в июне-июле, когда районы предстоящих испытаний освободятся ото льда.

    В 2012-м было несколько знаковых для ОСК событий: заложены новые, в том числе уникальные корабли, подводные лодки, научно-исследовательские суда и атомный ледокол нового поколения. Буквально "под елочку" на Севмаше подписали акт о передаче ВМФ головного "Борея" и вывели из стапельного цеха ракетоносец "Владимир Мономах" - уже третий, серийный, корабль этого проекта. С судьбой таких кораблей связаны и главные ожидания 2013 года?

    Андрей Дьячков: По большому счету - да. Важнейший момент производственной программы - сдача заказчику трех атомных подводных лодок. Прежде всего, конечно, речь идет о стратегических подводных лодках нового поколения. Но помимо них мы сдаем и многоцелевые АПЛ, и дизель-электрические, причем как для российского ВМФ, так и для зарубежных заказчиков. На других верфях строим надводные корабли нового поколения, исследовательские суда и суда специального назначения, в том числе для работы в Арктике и на арктическом шельфе. Сейчас практически все ведущие предприятия ОСК обеспечены портфелем заказов со сроком исполнения от 2-3 до 8-9 лет. По этому показателю теперь нам могут позавидовать многие известные фирмы - и в России, и за рубежом.

    Что означает для вас лично, для ОСК и для всей производственной кооперации - от проектантов до поставщиков металла - завершение работ по головному кораблю четвертого поколения?

    Андрей Дьячков: Прежде всего, конечно, то, что судостроительный комплекс России сохранил потенциал и возможности для производства самого сложного вида высокотехнологичной военной техники, чем являются атомные подводные лодки стратегического назначения. В мире всего четыре государства способны создавать такие объекты. Тем самым мы обеспечили сохранение за собой этого высокого статуса. Мы сохранили кадры, производственную базу, сохранили творческий и технологический потенциал наших КБ.

     
     
     

    Фоторепортаж

     
     /></a></div><div class=
     
     
     
     

    Второе, что хочу подчеркнуть, связано непосредственно с флотом и состоянием стратегических ядерных сил Росси, сил сдерживания, как их еще называют. С приемом на вооружение головного "Борея" стратегические лодки проекта 667 БДРМ, несущие сейчас боевое дежурство в составе российской группировки СЯС, получают, наконец, своих сменщиков. Буквально с этого года начинается их плавная замена.

    "Юрий Долгорукий" в силу разных обстоятельств строился и проходил испытания 16 лет. Следующий за ним "Александр Невский" - вдвое меньше. Третий в серии - "Владимир Мономах" - вывели из стапельного цеха через шесть лет после закладки. А какой прогноз можно сделать в отношении судьбы заложенного этим летом "Князя Владимира"?

    Андрей Дьячков: Загадывать не люблю, хотя общую динамику вы уже обозначили. Скажу лишь, что у российского судостроения еще и не было, по существу, условий для серийного строительства. И только сейчас мы на этот путь встаем. Поэтому особая роль головного "Борея" и всех, кто над ним работал, заключается в том, что за эти полтора десятилетия удалось собрать, склеить, а в чем-то отстроить заново обширную производственную кооперацию. Думаю, не раскрою военной тайны, если скажу: в создании корабля четвертого поколения принимали участие более 1,5 тысячи предприятий и организаций. Вот почему подъем Андреевского стяга на "Юрии Долгоруком" - наш общий и долгожданный праздник.

    В связи с тем, что некоторые ключевые предприятия-смежники остались за пределами России, недостающие звенья пришлось формировать, полагаясь только на свои силы и возможности. За время строительства и почти четыре года испытаний головного "Борея" и созданной для него ракеты произошло, что называется, боевое слаживание новой кооперации. Полученный при этом опыт был учтен при разработке проекта модернизированной лодки 955А, которая была заложена летом этого года в присутствии президента России и получила имя "Князь Владимир".

    Что же касается конкретных сроков применительно к тому или другому кораблю, загадывать, повторюсь, не стану. "Владимир Мономах" уже спущен на воду, занял место у заводской причальной стенки и готовится к швартовным испытаниям. Если ориентироваться на опыт других стран, в том числе США, атомные стратегические лодки строятся не менее 7-8 лет. Никто в мире особо и не пытается ускорить этот процесс. И мы, входя в серию, ориентируемся примерно на такие же рамки.

    Могу сказать, что "Владимир Мономах" идет уже фактически в графике - как во внутреннем заводском, так и в графике Государственной программы вооружений (ГПВ-2020). Но для нас серийная работа - это не просто график в том смысле, что флот наконец-то будет регулярно, как пирожки, получать новые корабли и оружие для них. Помимо того, что мы патриоты своей страны и радеем за флот, мы остаемся производственниками, а значит должны заботиться в первую очередь о качестве выпускаемой продукции, а во-вторых - думать о возможных путях снижения ее стоимости.

    Досье "РГ"

    Cередина 80-х. В ЦКБ "Рубин" начата разработка двух проектов перспективных ракетных крейсеров четвертого поколения под обозначением "Борей-1" (проект 955) и "Борей-2" (проект 935). Первый проект был рассчитан для несения тяжелого межконтинентального ракетного комплекса Д-31, второй - для комплекса Д-35, так и оставшихся на стадии проектирования. Первоначально генеральным конструктором этих кораблей, как и стратегических подлодок второго и третьего поколений, был академик С.Н. Ковалев. С 1990 года разработку проекта 955 возглавил новый главный конструктор -  В.А. Здорнов.

    1995 год. Указом президента Бориса Ельцина утверждено предложение оснастить корабли проекта 955 комплексом Д-19УТТХ "Барк" - вместо комплекса Д-31.

    19 августа 1995 года головная лодка под названием К-535 "Санкт-Петербург" была зачислена в списки кораблей ВМФ России. Год спустя, 1 мая 1996 года, получила новое имя - "Юрий Долгорукий", а 2 ноября того же года состоялась официальная закладка субмарины с заводским номером 201 в стапельном цехе №55 на ПО "Севмашпредприятие" в Северодвинске. В НАТО проект получил кодовое обозначение Kasatka.

    1997 год. Из катастрофического недофинансирования работ по строительству новых АПЛ, а также по причине нескольких подряд неудачных испытательных пусков новой ракеты "Барк", принято решение о заморозке дальнейшей постройки К-535, которая состояла на тот момент, в основном, из разрозненных корпусных конструкций, оборудования и закладной секции.

    Сентябрь 1998 года. Дальнейшая разработка ракетного комплекса "Барк" остановлена. Вместо этого объявлен конкурс на создание перспективного твердотопливного ракетного комплекса для вооружения стратегических подлодок четвертого поколения. По итогам конкурса, в котором участвовали ГРЦ имени В.П. Макеева с проектом БР "Булава-45" и Московский институт теплотехники с ракетой "Булава-30", победителем признан МИТ.

    Конец 90-х. По инициативе тогдашнего директора "Севмаша" Давида Пашаева, далеко не сразу получившей поддержку в ЦКБ "Рубин", в целях сокращения производственных затрат на создание кораблей нового поколения для их строительства решено использовать корпусные заделы АПЛ третьего поколения, работы по которым были приостановлены или вовсе прекращены. В качестве такого "жертвенного материала" предлагались недостроенные корпуса многоцелевых АПЛ проекта 971 "Акула" (типа подлодки "Волк") и подводных крейсеров с крылатыми ракетами проекта 949А "Антей" (младших собратьев подлодки "Курск"). После череды дискуссий выбор остановили на корпусных заделах АПЛ проекта 971.

    В 2000 году работы по постройке головного корабля К-535 возобновили, использовав для этого блоки недостроенной АПЛ К-337 "Кугуар": из стапельного цеха №50 их переместили в цех №55.

    19 марта 2004 года в том же 55-м цехе по аналогичному проекту 09550 заложен второй РПКСН под наименованием К-550 "Александр Невский" с заводским номером 202. Для его постройки использовали корпусной задел многоцелевой подлодки К-333 "Рысь".

    2005 год. Формирование корпуса "Юрия Долгорукого" завершено.  К этому времени проведены первые - бросковые (т.е. без включения маршевых двигателей) - пуски ракеты "Булава" с борта тяжелого атомного подводного крейсера Т-208 "Дмитрий Донской", специально модернизированного для этих целей на "Севмаше" по проекту 941УМ.

    19 марта 2006 года под наименованием "Владимир Мономах" заложена третья лодка в серии, но уже по несколько измененному проекту 09551 (заводской номер 203).

    15 апреля 2007 года. По соображениям преимущественно политического характера и при большом скоплении официальных лиц "Юрий Долгорукий" выведен из стапельного цеха в плавдок "Сухона", где еще почти год достраивался и насыщался оборудованием. По этой причине корабль смогли спустить на воду лишь 12 февраля 2008 года. 

    21 ноября 2008 года. На "Юрии Долгоруком" произведен физический пуск реактора. Четыре месяца спустя, 17 марта 2009 года, начались швартовые испытания, а с 19 июня по 10 июля того же года состоялся первый этап ходовых испытаний. В августе завершился их второй этап.

    К концу 2009 года с борта ТАПРК "Дмитрий Донской" (сначала - под командованием капитана I ранга Юрия Романова, затем - капитана 2 ранга Олега Цыбина) произведено в общей сложности 11 ракетных пусков "Булавы", из которых только четыре были признаны полностью успешными, еще два - условно-успешными.

    Декабрь 2010 года. Намечавшаяся на это время закладка четвертого "Борея" по усовершенствованному проекту 09553 (955У) - из-за неопределенной ситуации с ракетным комплексом "Булава" была перенесена, а затем отложена без объявления нового срока.

    Лето - осень 2011 года. Четыре ракетных пуска "Булавы", в том числе один залповый, произведены с борта "Юрия Долгорукого" (командир экипажа - капитан I ранга Владимир Ширин"). Все старты признаны успешными.

    Май 2012 года. Минобороны России и предприятия ОПК в рамках гособоронзаказа подписали три важнейших контракта, связанных с кораблями проекта "Борей". С ЦКБ морской техники "Рубин" подписан контракт на проектирование модернизированного корабля с шифром 955А, с ОАО "Севмаш" - на его строительство, с Объединенной судостроительной корпорацией - на строительство четырех серийных модернизированных "Бореев".

    Июль 2012 года. В присутствии президента России Владимира Путина в стапельном цехе "Севмаше" официально заложен четвертый "Борей", получивший имя "Князь Владимир". Его строительство ведется по модернизированному проекту 955А, который предусматривает увеличение пусковых установок ракетного комплекса "Булава" с 16 до 20.

    6 декабря 2012 года. Главком ВМФ  адмирал Виктор Чирков на съезде "Ассоциации полярников" в Санкт-Петербурге заявил, что АПЛ "Юрий Долгорукий" перед принятием на вооружение в 2013 году  должна отработать ряд контрольных задач в море, в том числе на больших глубинах. "Главный критерий для нас - это качество, - цитирует слова командующего РИА-Новости. - Это понимают и кораблестроители. Поэтому сейчас идет плановый этап проверки отдельных корабельных систем жизнеобеспечения подводной лодки. После этого будет выполнение ряда контрольных задач в море, в том числе на больших глубинах".

    30 декабря 2012 года. В присутствии заместителям министра обороны РФ Юрия Борисова, начальника Главного штаба ВМФ адмирала Александра Татаринова, президента ОСК Андрея Дьячкова, генерального директора ПО "Севмаш" Михаила Будниченко, гендиректора ЦКБ МТ "Рубин" Игоря Вильнита, а также других ответственных лиц в руководстве судостроительной отрасти и Военно-морского флота на "Севмаше" из стапельного цеха вывели второй серийный ракетоносец - "Владимир Мономах".

    И в тот же день, как сообщалось, подписан акт о приеме на вооружение  головного корабля серии - РПКСН "Юрий Долгорукий". По неофициальным сведениям, общую стоимость его создания до  недавних пор оценивали в 23 миллиарда рублей, из которых 9 миллиардов потребовали НИОКР и 14 - сама постройка. Насколько эти цифры соответствуют действительности, могли бы сказать посвященные в это дело специалисты. Но они такого рода публичных комментариев не дают.

    При подготовке досье использованы материалы с сайта "Стеллс-Машины".

    Поделиться