Минкультуры опубликовало список 100 фильмов для школьников

Итак, инициатива Никиты Михалкова ввести в школах курс кинообразования, призванный наряду с уроками литературы формировать эстетические взгляды детей, получила продолжение. На сайте Министерства культуры размещен список из ста фильмов, рекомендованных для просмотра в школах.

Об идее спорили. Возникло множество вопросов: где взять столько преподавателей, где добыть техническое оборудование, кто возьмет на себя тиражирование фильмов, найдутся ли для этого немалые средства? Наконец, как "раздвинуть" и без того перегруженное расписание школьников, чтобы найти время для коллективного просмотра картин и для их обсуждения? Чем в этом расписании можно еще пожертвовать, если и так до предела ужаты курсы важнейших дисциплин? Многие вообще полагают, что "навязывание" школьникам фильмов только отвратит их от кино, и пишут о новой затее с нескрываемой иронией.

Вопросы резонные. Особенно неясной кажется проблема педагогов: знатоков кино, способных работать с детьми, на все школы не хватит даже в Москве и крупнейших мегаполисах, не говоря о малых городах и поселках. Впрочем, практика показывает: если есть инициативные, творчески мыслящие люди, все становится реальным и без "разнарядок" свыше. Об этом, в частности, говорит публикуемый ниже отклик директора екатеринбургской школы № 16 Любови Безбородько: в этой школе такие занятия уже идут, и учеников они явно интересуют.

Рекомендательный список Минкультуры тоже вызывает вопросы. Первый и главный: стоит ли вновь городить барьеры между историей российского и мирового кино? Ведь поначалу в этих пожеланиях имена Феллини или Куросавы фигурировали рядом с именами Эйзенштейна, Ромма или Калатозова. И это правильно: без понимания художественных идей на глобальном уровне нельзя научиться "читать" само это искусство - кино. Нам, правда, обещают подготовить список еще из сотни фильмов - зарубежных. Но тогда проблема реалистичности идеи станет еще острее: двести фильмов - это примерно неделя непрерывного, без сна и отдыха, просмотра, - ее уж точно никто не найдет.

В опубликованном списке слишком ощутимо влияние сугубо академического киноведения. Да, конечно, хорошо бы школьникам охватить вниманием все наше кино, от его первых шагов. Да, любопытно посмотреть, с каких азов начиналась анимация. И все-таки включать в список рекомендованных, в ущерб многим шедеврам мирового кино, картины Старевича, Перестиани или даже "Понизовую вольницу" - самую первую в России немую ленту, имеющую чисто музейное значение, - кажется не слишком рациональным. Такой чрезмерно "научный" подход способен засушить идею на корню.

Фильмы в списке подобраны скорее по признаку формального "представительства" от течений и имен нашего кинематографа, чем согласно их социальной роли, способности вернуть детям ощущение истории не кино, а - страны и общества. Отлично, если ребята посмотрят "Обыкновенный фашизм" и "Покаяние". Но почему в списке есть "Морозко", - ничем не примечательная киносказка, которую дети и так смотрят по ТВ, но нет, скажем, важнейших для своего времени фильмов уровня "Темы" или "Прошу слова" Глеба Панфилова? И нужно ли для формального знания истории кино обязательно смотреть "Месть кинематографического оператора" или "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков", но не смотреть, скажем, "Плюмбум" Вадима Абдрашитова - "подростковую" картину, которая со временем становится только актуальнее? И не отвратит ли от Пушкина фильм 1916 года "Пиковая дама", который, хоть он и снят Протазановым, сегодня смотреть трудно даже искушенному любителю раритетов?

Такой "историографический" подход кажется наименее плодотворным, если мы хотим учить детей "считывать" с экрана не достоинства монтажа, а общественный посыл, которым рождены лучшие фильмы. Кино здесь не воспринимается как способ осмысления социальных процессов и человеческих отношений. И в этом смысле невероятным представляется тот факт, что в списке полностью отсутствуют современные фильмы. Конечно, школьники и без помощи взрослых успешно и навсегда портят свои вкусы просмотром какого-нибудь "Того самого Карлосона", но хорошо бы, в противовес, показать им "Возвращение" и "Елену " Андрея Звягинцева, и современное прочтение "Бориса Годунова" в фильме Владимира Мирзоева, и картины Алексея Попогребского, и "Искупление" Александра Прошкина, и "Орду" Прошкина-младшего, и "Анну Каренину" Сергея Соловьева...

Предлагаемый список, хоть и содержит много важных и необходимых в таком деле названий, страдает формальностью и, я бы сказал, музейностью. В этом собрании фильмов не чувствуется движения никакой мысли, кроме историографической, и нет иного подхода, кроме архивного. Такое ощущение, что его составляли, бесстрастно перебирая карточки каталогов, но без той самой живой любви к живому искусству, научить которой мы надеемся школьников.
Конечно, когда-то нужно делать первый шаг. Будем считать, что он сделан - на уровне еще не продуманной, но - идеи. Пора перейти к обсуждению способов ее воплощения, и "РГ" приглашает практиков кино и школ принять в нем участие.

Опыт

Любовь Безбородько, директор школы № 16, Екатеринбург:

Честно говоря, об этой идее я узнала только теперь, когда газета поинтересовалась мнением практиков. Но для меня она не нова: в нашей школе уже идут такие занятия. В этом учебном году мы приняли на работу пять молодых специалистов, и каждому была поставлена задача привнести в школьное образование что-то интересное. И вот педагог курса мировой художественной культуры Анастасия Владимировна Дзех организовала для учащихся 10-11 классов клуб любителей кино.

Мы исходим из того, что общеобразовательная школа должна дать именно ОБЩЕЕ образование, т.е. познакомить детей с основами всех наук. Чтобы ребята определились, чем они хотят и могут заниматься в своей профессиональной жизни.  А главной задачей, я убеждена, все-таки является воспитание граждан, которые знают историю своей страны, имеют определенный уровень культуры и, как это ни избито звучит, будут честными, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь - порядочными людьми. Кино - неотъемлемая часть культуры, и надо учить не только его смотреть, но и видеть "за кадром" суть. И вот, еще до инициативы министерства, Анастасия Владимировна начала учить детей так, как чувствует и понимает культуру, как ее научили педагоги высшей школы, где она готовится к аспирантуре. Ребята смотрят фильмы в школе, ходят в кинотеатры и на выставки, обсуждают, критикуют, спорят - развиваются.

Но я считаю, что если такой курс вводить повсеместно, - он должен быть факультативным, чтобы ребята сами решали, нужно ли им это, - именно тогда они к нему потянутся. Техникой сегодня оснащены многие школы, так что база - есть. Но, конечно, все зависит от атмосферы в школе и от личности учителя, который умеет побудить детей к пониманию и самостоятельной оценке окружающего мира - добра и зла, прекрасного и безобразного, главного и второстепенного. Мне очень хочется, чтобы в нашей школе все было именно так. Чтобы дети утром с радостью бежали в школу, а вечером уходили с ожиданием момента, когда снова туда придут. А молодые учителя приходили на работу с удовольствием, потому что знали: их работа нужна обществу, она престижна и достойно оплачиваема.

Я все это чувствую сильнее, чем пишу. Но искренне верю, что у нас все получится.

От редакции: Мы попросили руководительницу киноклуба Анастасию Дзех подробнее рассказать о принципах его работы и поделиться мнением о рекомендательном списке Министерства культуры. Вот что она нам ответила:

Анастасия Дзех, преподаватель курса мировой художественной культуры (МХК), школа № 16, Екатеринбург:

Прежде всего, я присоединяюсь к мнению о том, что общеобразовательная школа должна охватывать максимально широкий спектр знаний, в том числе и в области культуры и искусства. Знакомство с наследием мирового и отечественного кино начинается у школьников еще в восьмом классе, в рамках дисциплины "Искусство". Это интегрированный курс, объединяющий изучение литературы, музыки, живописи, театра, кино и т. д. Уроки обязательно включают и разнообразный киноматериал.

Что мы изучаем? Особенности языка кино, как им передаются мысли и чувства героев, как формируется художественный образ. Учимся отличать специфические средства выразительности кино от средств других искусств. Например, сравниваем образы Моцарта и Сальери в драме Пушкина и в фильме Милоша Формана "Амадей". Или в рамках темы "Синтез искусств" знакомимся с такими жанрами, как мюзикл, телеспектакль, киноопера. Я стараюсь подбирать необычный, неизвестный ребятам материал: наряду с "классикой жанра" - "Сквозь Вселенную", "Волшебная флейта" с Дианой Дамрау и т.д. Конечно, мы не можем смотреть на уроках фильмы целиком, только отрывки. Но тем приятнее, когда ребята потом сами находят фильмы и спектакли и смотрят их дома, а затем делятся впечатлениями.

Кроме того, подспудно (курс искусства, в отличие от МХК, этого не предполагает) я ввожу материал по истории кино. И для меня было большим сюрпризом увидеть, как живо дети реагируют на немое кино: оно их веселит, но не смешит, они легко воспринимают эту условную художественную реальность. Мы нашли множество черт современных голливудских блокбастеров в первом фантастическом фильме Жоржа Мельеса "Путешествие на Луну".

Рабочая программа по МХК предполагает вариативный компонент, когда несколько тем или "подтем" выбираются на усмотрение педагога. И, по соглашению с ребятами, несколько уроков в рамках освоения художественной культуры ХХ века мы посвятим кинематографу. Но, разумеется, этого недостаточно. Становление и развитие экранных искусств, их место в современном мире невозможно продемонстрировать за несколько занятий. Именно поэтому, придя работать в школу, я подумала о создании киноклуба.

Он совершенно добровольный, проходит по субботам после уроков. У нас есть постоянные участники, а есть и те, кто приходят от случая к случаю. Думаю, это зависит от фильма, насколько он неизвестный или спорный. Мы смотрим и отечественные и зарубежные фильмы, старые и совсем новые, и я как педагог, подбираю их таким образом, чтобы они максимально эффективно решали учебную задачу - показать особенности жанра, приемы выразительности, новое направление в кино и т.д. Например, "Выход через сувенирную лавку", документальный фильм о современном искусстве, о том как оно "делается", мы посмотрели после посещения с учащимися Второй Уральской Биеннале современного искусства. Ребята впервые столкнулись с новыми арт-практиками, были удивлены и обескуражены, у них накопилось множество вопросов. Мы посмотрели и обсудили фильм - думаю, в результате увиденное на Биеннале стало детям более понятно.

Я считаю, что школьники способны воспринимать и понимать сложное кино, авторское кино. Часто на обсуждениях удивляюсь тому, насколько тонко и глубоко они чувствуют, рассуждая о содержании и эстетике фильма. Потому меня не удивляет наличие в списке Минобразования произведений А. Тарковского, Т. Абуладзе или А. Германа. Но идея показывать некоторые фильмы вызывает недоумение: например, "Маленькая Вера" имеет возрастной ценз 18+, в свое время фильм вызвал скандал и ожесточенные споры из-за своей откровенности. Конечно, наш киноклуб рассчитан на 10 - 11е классы именно потому, что большинство хороших, глубоких фильмов с актуальной проблематикой, фильмов, с которыми ребята, как правило, не знакомятся дома, имеют цензурный статус 16+. Тем не менее, в этом вопросе необходимо соблюдать осторожность, если речь идет о восьми- или девятиклассниках.

Отвечая на вопрос, нужен ли такой курс и найдется ли на него время, я могу сказать: да, нужен, и время должно найтись. На телевидении и в кинопрокате доминирует массовое и развлекательное кино, и таким фильмам как "Судьба человека", с ним трудно конкурировать. Зачастую ребята просто не знают о существовании советской киноклассики или переключают канал, когда встречают черно-белое изображение. Чтобы наше замечательное кинонаследие не было забыто, чтобы его художественная ценность воспринималась адекватно, от школы требуются усилия. Думаю, нам не удастся посмотреть все фильмы из списка, но такую попытку мы предпримем.

ОПРОС "РГ"