В день подъема на "Юрии Долгоруком" Андреевского флага об этом сообщил журналистам ответственный сдатчик корабля Николай Семаков. Тогда же был зачитан приказ главкома ВМФ России адмирала Виктора Чиркова о зачислении нового корабля и его экипажа в состав 31-й дивизии подводных лодок Северного флота. Тем самым поставлена точка в гаданиях, куда - на Тихоокеанский флот или в Заполярье - будет отправлен первый из "Бореев". Ранее сообщалось, что в гарнизоне Гаджиево, где базируется 31-я дивизия и который неофициально именуют столицей подводных сил России, подразделения Спецстроя России завершают работы по созданию необходимой инфраструктуры для приема ракетоносцев четвертого поколения и комфортных условий для проживания семей подводников.
Ближайшие 3-4 месяца в Северодвинске, по словам адмирала Чиркова, потребуются экипажу "Юрия Долгорукого" для боевого сколачивания и предварительной отработки задач, выполнение которых является обязательным условием перед вводом корабля и экипажа в состав сил постоянной готовности. "На задачу Л-2 мы отводим 60 суток, на задачу Л-1 - 50 суток, - приоткрыл журналистам некоторые служебные детали главком ВМФ. - После этого атомный подводный крейсер выйдет на проведение глубоководных испытаний на глубину до 600 метров и выполнение торпедных стрельб с большой глубины".
В дальнейшем, если все сложится благополучно, экипаж приступит к отработке задачи Л-3 - это, можно сказать, общекомандный экзамен на умение применять оружие и решающая ступенька перед вводом экипажа в "первую линию", а корабля - в состав сил постоянной готовности.
Адмирал Чирков выразил надежду, что уже к концу нынешнего года "будут полностью отработаны" (то есть выполнят все положенные задачи и нормативы) два экипажа атомного подводного крейсера. В январе 2014-го, по его же расчетам, будет возможна загрузка на корабль штатного боезапаса. Сразу после этого "Юрий Долгорукий" может заступить на боевое дежурство в Мировом океане, сообщил журналистам главнокомандующий ВМФ России.
Трудные роды "Юрия Долгорукого": решения, события, даты
Cередина 80-х. В ЦКБ "Рубин" начата разработка двух проектов перспективных ракетных крейсеров четвертого поколения под обозначением "Борей-1" (проект 955) и "Борей-2" (проект 935). Первый проект был рассчитан для несения тяжелого межконтинентального ракетного комплекса Д-31, второй - для комплекса Д-35, так и оставшихся на стадии проектирования. Первоначально генеральным конструктором этих кораблей, как и стратегических подлодок второго и третьего поколений, был академик С.Н. Ковалев. С 1990 года разработку проекта 955 возглавил новый главный конструктор - В.А. Здорнов.
1995 год. Указом президента Бориса Ельцина утверждено предложение оснастить корабли проекта 955 комплексом Д-19УТТХ "Барк" - вместо комплекса Д-31.
19 августа 1995 года головная лодка под названием К-535 "Санкт-Петербург" была зачислена в списки кораблей ВМФ России. Год спустя, 1 мая 1996 года, получила новое имя - "Юрий Долгорукий", а 2 ноября того же года состоялась официальная закладка субмарины с заводским номером 201 в стапельном цехе №55 на ПО "Севмашпредприятие" в Северодвинске. В НАТО проект получил кодовое обозначение Kasatka.
1997 год. Из катастрофического недофинансирования работ по строительству новых АПЛ, а также по причине нескольких подряд неудачных испытательных пусков новой ракеты "Барк", принято решение о заморозке дальнейшей постройки К-535, которая состояла на тот момент, в основном, из разрозненных корпусных конструкций, оборудования и закладной секции.
Сентябрь 1998 года. Дальнейшая разработка ракетного комплекса "Барк" остановлена. Вместо этого объявлен конкурс на создание перспективного твердотопливного ракетного комплекса для вооружения стратегических подлодок четвертого поколения. По итогам конкурса, в котором участвовали ГРЦ имени В.П. Макеева с проектом БР "Булава-45" и Московский институт теплотехники с ракетой "Булава-30", победителем признан МИТ.
Конец 90-х. По инициативе тогдашнего директора "Севмаша" Давида Пашаева, далеко не сразу получившей поддержку в ЦКБ "Рубин", в целях сокращения производственных затрат на создание кораблей нового поколения для их строительства решено использовать корпусные заделы АПЛ третьего поколения, работы по которым были приостановлены или вовсе прекращены. В качестве такого "жертвенного материала" предлагались недостроенные корпуса многоцелевых АПЛ проекта 971 "Акула" (типа подлодки "Волк") и подводных крейсеров с крылатыми ракетами проекта 949А "Антей" (младших собратьев подлодки "Курск"). После череды дискуссий выбор остановили на корпусных заделах АПЛ проекта 971.
В 2000 году работы по постройке головного корабля К-535 возобновили, использовав для этого блоки недостроенной АПЛ К-337 "Кугуар": из стапельного цеха №50 их переместили в цех №55.
19 марта 2004 года в том же 55-м цехе по аналогичному проекту 09550 заложен второй РПКСН под наименованием К-550 "Александр Невский" с заводским номером 202. Для его постройки использовали корпусной задел многоцелевой подлодки К-333 "Рысь".
2005 год. Формирование корпуса "Юрия Долгорукого" завершено. К этому времени проведены первые - бросковые (т.е. без включения маршевых двигателей) - пуски ракеты "Булава" с борта тяжелого атомного подводного крейсера Т-208 "Дмитрий Донской", специально модернизированного для этих целей на "Севмаше" по проекту 941УМ.
19 марта 2006 года под наименованием "Владимир Мономах" заложена третья лодка в серии, но уже по несколько измененному проекту 09551 (заводской номер 203).
15 апреля 2007 года. По соображениям преимущественно политического характера и при большом скоплении официальных лиц "Юрий Долгорукий" выведен из стапельного цеха в плавдок "Сухона", где еще почти год достраивался и насыщался оборудованием. По этой причине корабль смогли спустить на воду лишь 12 февраля 2008 года.
21 ноября 2008 года. На "Юрии Долгоруком" произведен физический пуск реактора. Четыре месяца спустя, 17 марта 2009 года, начались швартовые испытания, а с 19 июня по 10 июля того же года состоялся первый этап ходовых испытаний. В августе завершился их второй этап.
К концу 2009 года с борта ТАПРК "Дмитрий Донской" (сначала - под командованием капитана I ранга Юрия Романова, затем - капитана 2 ранга Олега Цыбина) произведено в общей сложности 11 ракетных пусков "Булавы", из которых только четыре были признаны полностью успешными, еще два - условно-успешными.
Декабрь 2010 года. Намечавшаяся на это время закладка четвертого "Борея" по усовершенствованному проекту 09553 (955У) - из-за неопределенной ситуации с ракетным комплексом "Булава" была перенесена, а затем отложена без объявления нового срока.
Лето - осень 2011 года. Четыре ракетных пуска "Булавы", в том числе один залповый, произведены с борта "Юрия Долгорукого" (командир экипажа - капитан I ранга Владимир Ширин"). Все старты признаны успешными.
Май 2012 года. Минобороны России и предприятия ОПК в рамках гособоронзаказа подписали три важнейших контракта, связанных с кораблями проекта "Борей". С ЦКБ морской техники "Рубин" подписан контракт на проектирование модернизированного корабля с шифром 955А, с ОАО "Севмаш" - на его строительство, с Объединенной судостроительной корпорацией - на строительство четырех серийных модернизированных "Бореев".
Июль 2012 года. В присутствии президента России Владимира Путина в стапельном цехе "Севмаше" официально заложен четвертый "Борей", получивший имя "Князь Владимир". Его строительство ведется по модернизированному проекту 955А, который предусматривает увеличение пусковых установок ракетного комплекса "Булава" с 16 до 20.
6 декабря 2012 года. Главком ВМФ адмирал Виктор Чирков на съезде "Ассоциации полярников" в Санкт-Петербурге заявил, что АПЛ "Юрий Долгорукий" перед принятием на вооружение в 2013 году должна отработать ряд контрольных задач в море, в том числе на больших глубинах. "Главный критерий для нас - это качество, - цитирует слова командующего РИА-Новости. - Это понимают и кораблестроители. Поэтому сейчас идет плановый этап проверки отдельных корабельных систем жизнеобеспечения подводной лодки. После этого будет выполнение ряда контрольных задач в море, в том числе на больших глубинах".
30 декабря 2012 года. В присутствии заместителям министра обороны РФ Юрия Борисова, начальника Главного штаба ВМФ адмирала Александра Татаринова, президента ОСК Андрея Дьячкова, генерального директора ПО "Севмаш" Михаила Будниченко, гендиректора ЦКБ МТ "Рубин" Игоря Вильнита, а также других ответственных лиц в руководстве судостроительной отрасти и Военно-морского флота на "Севмаше" из стапельного цеха вывели второй серийный ракетоносец - "Владимир Мономах".
И в тот же день, как сообщалось, подписан акт о приеме на вооружение головного корабля серии - РПКСН "Юрий Долгорукий". По неофициальным сведениям, общую стоимость его создания до недавних пор оценивали в 23 миллиарда рублей, из которых 9 миллиардов потребовали НИОКР и 14 - сама постройка. Насколько эти цифры соответствуют действительности, могли бы сказать посвященные в это дело специалисты. Но они такого рода публичных комментариев не дают.
При подготовке досье использованы материалы с сайта "Стелс Машины".