Однако события развиваются иначе. А главное - изменения идут быстрей, чем "предписано" в моделях. Почему? Сейчас выясняется, что глобальное потепление выпустило как джинна из бутылки многие природные процессы. Они крайне опасны, так как работают по принципу обратной связи: подхлестывают механизм потепления, усиливая его. Определились и три лидера: таяние ледяного покрова, таяние вечной мерзлоты с выделением огромного количества углекислого газа, а также изменение морских течений.
Обнаружив эти обратные связи, многие авторитетные ученые бьют в набат. Скажем, директор Годдаровского института космических исследований NASA Джеймс Хансен пророчит: уже в этом веке уровень океана может подняться на 5 метров, а значит уйдет под воду множество прибрежных городов. Но есть и "оптимисты", которые считают, что подъем воды не превысит 60-70 сантиметров. Но и это грозит затоплением многим районам планеты.
Больше всего ученых беспокоит таяние ледяного покрова, что приводит к повышению уровня океана. Прямо скажем, что с прогнозом этого явления ученые "сели в лужу". Ни одна модель не предсказала, насколько быстро будут в летние месяцы сокращаться льды Арктики, Антарктики и Гренландии. Но опасно не только повышение уровня океана. Лед отражает солнечные лучи, а с его уменьшением открывающаяся темная поверхность океана поглощает все больше энергии, а значит больше нагреваться. Вот он прямой эффект обратной связи.
Миной замедленного действия называет профессор Джо фон Фишер из Университета Колорадо вечную мерзлоту. В этой природной консервной банке хранятся сотни миллиардов тонн углерода, что вдвое больше, чем в атмосфере. Если эта мина начнет срабатывать раньше предсказанного моделями срока, она может запустить лавинный эффект, и климатические напасти пойдут одна за другой.
Но самое тревожное, что наука пока не может с высокой вероятностью просчитать все эти варианты. Даже если надеяться на лучшее, что механизмы обратной связи в ближайшем будущем не будут слишком активные, климат уже приносит много неприятностей, в частности, все более сильными становятся засухи и наводнения. Более того, немецкий ученый Штефан Рамсторф показал, что волны аномальной жары, поразившей Россию в 2010 году, станут в пять раз более вероятными. А исследование американских ученых связывает небывало теплую зиму в США в 2011-2012 годах с уменьшением ледяного покрова в Арктике.
Чтобы оценить будущее климата, ученые заглянули в его прошлое, на 800 тысяч лет назад. И это не добавило оптимизма. Уже первые результаты ошеломили: климат на планете менялся неоднократно и что самое тревожное - довольно быстро. Причем рост температуры был связан с повышением концентрации углекислого газа. Отсюда собственно и родилось требование к мировому сообществу - подписать Киотский протокол и сократить выбросы этого газа. Правда, ряд ученых протестовали, доказывая, что непонятно, где здесь причина, а где следствие. И вот недавно Джереми Шакун из Гарвардского университета вынес обвинительный вердикт углекислоте: в конце последнего ледникового периода именно ее рост предшествовал росту температуры. А значит, выбросы этого газа надо сокращать, хотя это обойдется человечеству в триллионы долларов.
Очень тревожит ученых и другой исторический факт - быстрота климатических перемен. Скажем, 250 тысяч лет назад уровень воды в Красном море каждые 100 лет повышался и падал на 2 метра. Это невероятно быстро. А уровень океана был выше нынешнего на 6 метров при почти таком же, как сейчас климате.
- Конечно, мы не можем напрямую перенести прошлые климатические явления на будущее, - говорит английский ученый Илко Ролинг. - Но с другой стороны надо понимать, что нынешнее человечество воздействует на климат намного сильней, чем когда-либо в своей истории. Оно становится вровень с природными факторами.
Увы, пока все созданные учеными модели климата вполне прилично описывают его прошлое, но уже дают сбои в настоящем. А будущее климата им вообще вряд ли можно доверить. Только сейчас ученые начинают сознавать, насколько грандиозна эта задача. Она ждет своих Эйнштейнов.