С июля 2009 года правоохранительные органы выявили и пресекли деятельность более чем 40 тысяч незаконных игорных заведений, осуществляющих проведение азартных игр под видом лотерейных клубов, 457 подпольных казино. Изъято более 620 тысяч единиц игорного оборудования. "Правоохранительные органы по всей стране принимают жесткие меры по пресечению незаконного игорного бизнеса, - сказала глава Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. - Тем не менее эта противоправная деятельность продолжает иметь место, и мы сегодня констатируем необходимость изменения действующего законодательства для того, чтобы предоставить правоохранителям дополнительные инструменты, которые позволят эффективнее решать эти задачи".
Она сообщила, что в комитете есть целый ряд предложений от регионов, в том числе по изменению сроков давности, запрету частных электронных лотерей и др. "Мы должны установить более жесткий контроль, - заявила Ирина Яровая. - Право проведения лотерей должно отойти к государству для того, чтобы никакие третьи лица и офшоры не использовались для вывода денег за границу, чтобы эта противоправная деятельность больше не становилась источником незаконного обогащения и нарушения правопорядка".
Для борьбы с незаконным игорным бизнесом требуются неординарные меры, вплоть до полного запрета негосударственных лотерей, считает депутат Александр Хинштейн. "Мы понимаем, что те экстраординарные меры, на которые государство пошло, запретив де-юре игорную деятельность на территории страны, были продиктованы массовым возмущением наших граждан повсеместным засильем игорных заведений, прежде всего - "одноруких бандитов", - сказал он. - В то же время, сделав решительные шаги, мы не достигли полноценного результата. Необходимо понять, какие изменения в законодательство необходимо внести для того, чтобы игорные заведения на территории страны действительно оказались вне закона".
По словам Хинштейна, существующее уголовное законодательство не дает реальной возможности правоохранительным органам бороться с этим злом. Установленный уровень ущерба в размере 1,5 млн руб. - это та цифра, с которой начинается уголовное наказание, - на практике невозможно доказать. Владельцы незаконных заведений работают профессионально, инкассация происходит ежедневно, а то и по несколько раз в день, и такую сумму единовременно и с одной точки практически невозможно снять.
"Мы согласны с предложениями о необходимости изменения ст. 171.2 УК РФ в сторону либо снижения материального признака до более низкой суммы . Например, до 0,5 млн руб., либо вообще об исключении из диспозиции статьи понятия дохода по аналогии со ст. 241 УК РФ - "Организации занятий проституцией". В рамках этой статьи не требуется установление суммы дохода - достаточно установления самого факта того, что происходит организация занятия проституцией", - добавил он. Также, уверен депутат, абсолютно разумно предложение МВД о введении уголовной ответственности для лиц, предоставляющих в аренду помещения для занятий игорным бизнесом.
Другая проблема - это лотерейные автоматы. Отсутствие денег в купюроприемниках выводит этот вид игорного оборудования из-под юрисдикции закона. А это такое же игорное оборудование, только с изменением способа оплаты: она происходит не сразу, через купюроприемник, а с разницей в минуту, через кассира. "Здесь также необходимо совершенствовать законодательство, в частности, как предложение - запретить эксплуатацию любых электронных технических устройств при проведении лотерей для определения выигрышей, призов и подарков", - сказал депутат.
Хинштейн также затронул вопрос организации лотерей, так как сегодня каждый желающий без труда может организовать негосударственную стимулирующую лотерею: "Для этого нужно лишь обратиться в орган ФНС, которая будет проводить проверку исключительно по формальным признакам. Выгодоприобретателем при этом может быть зарегистрировано любое юридическое лицо из расчета 10%. После этого можно закупать оборудование для лотерей - причем закупается оно на тех же предприятиях, которые еще вчера выпускали игровые автоматы. Отличие только в отсутствии купюроприемника, после чего аппарат считается уже не игровым автоматом, а лотто-аппаратом. Поэтому представляется, что необходимы какие-то неординарные меры - вплоть до полного запрета негосударственных лотерей".
Правда, председатель исполкома Содружества операторов и организаторов лотерейной отрасли Маргарита Клинкевич считает, что сейчас это невозможно. Если государству будет принадлежать монополия на проведение лотерей, то в этом случае оно должно будет из бюджета создать компанию, которая будет платить зарплату своим сотрудникам, установить терминалы, разработать программное обеспечение, сформировать рекламную политику. "Правильнее было бы ввести монополию на получение дохода от проведения лотерей, потому что государство должно обладать таким правом. Вопрос в том, куда пойдет доход от лотерей", - говорит она.