Напомним, Мосгордума в декабре прошлого года приняла в первом чтении поправки в Градостроительный кодекс Москвы, согласно которым, в частности, предлагается отменить проведение публичных слушаний при утверждении территориальных и отраслевых схем строительства тех или иных объектов в Москве и градостроительным планам земельных участков (ГПЗУ). Этот шаг депутатов вызвал резкую волну критики. Ряд СМИ утверждали, что столичные законодатели, таким образом, хотят вновь вернуться к точечной застройке, от которой город ушел несколько лет назад. Как рассказал "РГ" редактор наделавшего много шума законопроекта председатель комиссии МГД по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов, мыслей о возврате к прошлому у авторов проекта не было. "В Москве сейчас очень мало строится, строительная и инвестиционная активность перекочевала в Подмосковье, - считает депутат. - Просто у нас получается, что одни слушания дублируют другие". Москвин-Тарханов при этом не исключает важной роли общественного мнения. Как напомнил депутат, впервые понятие "общественные слушания" появилось в 1997 году. "Я был автором закона о защите прав граждан при застройке Москвы, - напомнил он. - И в те годы публичное обсуждение проектов строительства имело громадную роль. Люди реально останавливали и переносили большие стройки. Важно мнение москвичей и сейчас. К нему прислушиваются и власти, и частные застройщики. Ведь им важно, чтобы, например, торговый центр стоял именно там, куда людям удобно ходить".
По федеральным законам общественные слушания в обязательном порядке должны проходить проект Генплана, проект Правил землепользования и застройки, а также проекты планировки территории и межевания. "Территориальные и отраслевые схемы фактически являются промежуточными между Генеральным планом и проектами планировок территорий, - поясняет Москвин-Тарханов. - А так как последние выносятся на слушания, нет необходимости обсуждать еще и территориальные и отраслевые схемы. Аналогичная ситуация и в отношении градостроительного плана земельного участка - документа, который фактически является выпиской из Правил землепользования и застройки, утверждаемых только после их рассмотрения на публичных слушаниях". Но так как, говорит председатель комиссии МГД по законодательству Александр Семенников, Правила землепользования и застройки
в Москве так и не приняты, разрешение на строительство выдавалось после получения застройщиком ГПЗУ, который определяет разрешенное использование того или иного участка. "Поэтому и проводятся общественные слушания по каждому ГПЗУ, - добавил Семенников. - Но рано или поздно Правила землепользования и застройки будут приняты".
Тем не менее Сергей Собянин вчера предложил сохранить возможность учета мнений москвичей и экспертов при утверждении территориальных и отраслевых схем. "По сути дела, речь идет о стратегии развития города при строительстве объектов в таких направлениях, как образование, здравоохранение, спорт, где пожелания горожан крайне важны", - отметил мэр. Он также порекомендовал оставить публичные слушания при утверждении градостроительных планов земельных участков, особенно в жилой застройке. "В предыдущие годы это было действенным механизмом предотвращения точечной застройки, поэтому, мне кажется, что такого рода институты надо, конечно, совершенствовать, но сохранять в обязательном порядке".
Как вчера сообщил "РГ" Москвин-Тарханов, в ближайшую пятницу депутаты соберутся для внесения изменений в поправки к Градкодексу с учетом пожеланий мэра.