Ленобласть попросит центр модернизировать таможню в Ивангороде

Власти Ленинградской области будут просить федеральное правительство включить проект реконструкции железнодорожного пункта пропуска "Ивангород" в Федеральную целевую программу "Государственная граница Российской Федерации на 2012-2020 годы". Об этом сегодня заявил губернатор региона Александр Дрозденко в ходе совместного заседания коллегии Счетной палаты Российской Федерации и руководства Государственного контроля Эстонской Республики.

Как пояснил заместитель руководителя Федеральной таможенной службы РФ Руслан Давыдов, в обозримом будущем между Россией и ЕС может быть принят безвизовый режим перемещения, что вызовет скачкообразный рост пассажиропотока и перемещения всех видов транспорта через российско-эстонскую границу. При этом существующий МАПП "Ивангород" уже сейчас фактически не справляется с потоком желающих.

- Необходимо вынести пункт пропуска за пределы города, так как сейчас его расширение невозможно из-за недостатка территории, - полагает он.

Однако по мнению Александра Дрозденко, возможности модернизации есть и в существующих условиях. Территория МАПП может быть увеличена до 8,4 га, что даст возможность обустроить дополнительные полосы для проезда легковых автомобилей и грузового транспорта. Также может облегчить ситуацию создание логистических центров и специальных "отстойников" вне пределов города, где транспорт будет дожидаться прохода через границу, предварительно зарегистрировавшись в электронной очереди.

Однако для того чтобы реализовать подобный план, необходимо содействие федеральных властей. Как пояснила глава муниципального образования "Город Ивангород" Татьяна Шарова, местные власти могут найти место и инвесторов, чтобы реализовать подобные проекты, но не вправе обязать желающих пересечь границу регистрироваться и соблюдать электронную очередь. Вопрос о том, будет ли этот вопрос регулироваться законом РФ или нормативным актом правительства, еще предстоит проработать, пообещал глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин.

Также России и Эстонии предстоит вернуться к обсуждению проекта моста через Нарову. Новая переправа вместо морально и физически устаревшего Моста Дружбы, построенного еще в советское время, необходима для увеличения пропускной способности погранпунктов. При этом мост предлагается построить вне пределов Ивангорода, чтобы максимально вывести из него транспортные потоки: за год через населенный пункт, в котором проживают 10 тысяч человек, проходит 830 тысяч пересекающих границу.

Работа по согласованию проекта моста была начата межправительственной рабочей группой, однако в 2011 году Эстония сформулировала приложение к договору о границе между Россией и Эстонией, где значилось упоминание "советской оккупации", вследствие чего российская сторона денонсировала договор.

Теперь, по мнению Сергея Степашина, эту историю необходимо оставить в прошлом: хотя над российско-эстонскими отношениями и "витает тень Бронзового солдата", но необходимо разделить экономически и политические вопросы.

Эти и другие рекомендации лягут в основу итоговой резолюции совместного заседания. Контрольные мероприятия по проверке работы пунктов пропуска на российско-эстонской границе стороны запланировали на 2015 год. Столь длительный период связан с просьбой эстонской стороны продлить сроки реконструкции пропускного пункта на один год - с 31 декабря 2014 года до 31 декабря 2015 года.

- Наши опасения связаны с длительным процессом госзакупок, - пояснил Государственный контролер Эстонской республики Михкель Овийр. - Так как около 30 процентов госконтрактов затем обжалуется в суде, что увеличивает сроки, наши организации не хотят рисковать.

Справка "РГ"

Сокращение длительности таможенных процедур на пограничном пункте пропуска в Ивангороде в 2012 году уже позволило на 20 процентов увеличить количество транспорта, пересекающего границу. С введением электронного бронирования очереди на пересечение границы существенно сократилось время ожидания на пограничном пункте пропуска в Псковской области.