- Три года назад группа молодых пермских гуманитариев по собственной инициативе создала единственный на тот момент в городе магазин интеллектуальной книги "Пиотровский" - говорится в письме. - Он быстро превратился в магазин-клуб, в заметную культурную институцию. Сегодня это крупнейший магазин такого типа за пределами двух столиц. Он получил уже всероссийскую известность в кругах гуманитарной общественности. На площадке "Пиотровского" выступали известные российские писатели, поэты, ученые-гуманитарии… Мы убеждены в том, что поддержка таких институций - это общее дело региональных властей, гуманитарной общественности города, предпринимателей.
Под этим письмом, адресованным губернатору края Виктору Басаргину и мэру горда Игорю Сапко, подписались писатели Захар Прилепин, Сергей Шаргунов, телеведущий Александр Архангельский, председатель альянса независимых издателей Борис Куприянов (один из создателей магазина "Фаланстер"), главный редактор "Русского журнала" Александр Морозов, ученые из Института философии РАН, философского факультета УрГУ…
С свою очередь, авторы и владельцы книжного магазина "Пиотровский" Дмитрий Вяткин, Сергей Панин, Денис Корнеевский и Михаил Мальцев в открытом письме губернатору попросили его помочь найти помещение в центре Перми с льготными условиями аренды.
Сегодня магазин расположен в центре, хоть и не на "первой линии": его фасад не выходит на центральный проспект города - Комсомольский. "Пиотровский" спрятан во дворе и вообще не бросается в глаза: черная вывеска с названием и баннер с облаком тегов, где белым по черному набраны имена авторов книг, стоящих на полках. Всего около 20 тысяч книг. При этом никакой канцелярии и розовых портфелей с барби - только художественная литература, книги по искусству, нон-фикшн. За три года работы магазин продал около 100 тысяч книг.
Четверо молодых владельцев книжного магазина начинали свою работу с того, что сами были себе хозяевами, директорами, грузчиками и уборщиками. Сегодня эта вынужденная из-за экономии средств на старте мера превратилась в политику: они по-прежнему сами моют полы, сами грузят коробки с книгами. Это дает, как они говорят, "хорошую связь с почвой", "контроль от и до", так что "ни за одну книжку не стыдно". В "Пиотровском" считается стыдным ради увеличения прибыли продавать литературный ширпотреб - мол, кто там увидит Стига Ларсена между Гегелем и Кантом… Подобный нестандартный подход к бизнесу ("Пиотровский" создан по образцу "Фаланстера") превратил за три года книжный магазин в одну из самых примечательных и востребованных культурных площадок в городе. В "Пиотровский" водят туристов. Сомнения в коммерческой востребованности хорошей литературы в провинции отпали через несколько месяцев после открытия магазина.
- У пермяков вкус есть!!! - ликовали хозяева в первые дни работы "Пиотровского". - За два дня нашей работы опровергнуты самые худшие сомнения: пермяки покупают Джойса, Лакана, Миллера, Лотмана, Бродского, Тынянова, Шкловского, Воннегута, Троцкого, Хомского, Фуко, Успенского, Адорно и Хоркхаймера, Гомера, Бакунина и Лукача. Остается неразрешимым один вопрос - почему никто не купил лекции по зарубежной литературе Набокова?
Скандал вокруг культового магазина начал разгораться с начала нынешнего года. Над "Пиотровским" нависла угроза закрытия. Новый собственник помещения, за аренду которого магазин платил по 400 рублей за квадратный метр, предложил либо переехать, либо платить по "рыночной стоимости" - по 1700 рублей за метр, то есть в четыре раза больше.
- Мы считаем эту стоимость - 400 рублей за квадратный метр в центре Перми - льготной, но адекватной этому помещению, - говорит Михаил Мальцев, один из авторов и владельцев "Пиотровского". - Здесь за навесным потолком проходят трубы горячего водоснабжения и канализации. Нас уже заливало кипятком - сразу после ремонта. Канализацию приходили чистить - все это не очень приятно. 1700 рублей за метр мы платить не сможем. Это приведет к тому, что мы ежемесячно не будем доплачивать издательствам по 80 тысяч рублей, и за пять месяцев уйдем в минус на 400 тысяч…
Губернатор края Виктор Басаргин ответил предпринимателям в своем блоге, сделав несколько специфически некоммерческих комплиментов их магазину: назвал проект "историей успеха, которая приносит не деньги, но доброе имя". Признал, что уровень доходов магазина "невелик", а небольшой размер наценки делает "Пиотровский" магазином для фанатов печатной книги. Правда, губернатор не преминул отметить, что книжный магазин - это все-таки бизнес. Правда, кроме книготорговли, магазин "Пиотровский" организует и проводит еще и десятки мероприятий - например, международные книжные ярмарки. На днях открывается философская школа, бесплатные семинары и лекции которой будут проходить в том числе и на площадке магазина…
- Да, в России нет системы поддержки частных книжных магазинов, но есть поддержка полезных инициатив, - резюмировал губернатор Басаргин. - Я переговорил с руководителями города и получил обещание, что они помогут магазину с поисками помещения поближе к центру на подходящих условиях.
Как только создатели книжного магазина опубликовали свое открытое письмо к губернатору, в их поддержку тут же выступили известные люди. Режиссер Эдуард Бояков, к примеру, недвусмысленно заявил, что если в Перми не найдется ни одного богатого человека, который поддержит полноценный культурно-образовательный центр, "то хочется на этот город плюнуть". Галерист Марат Гельман добавил, что "надо быть полными тупицами, чтоб не дать живой структуре с живыми и профессиональными людьми пространство, в то время как столько бессмысленных клубов и библиотек в крае".
Сегодня четырех создателей и владельцев "Пиотровского" не сразу получится застать в своем магазине. Они в разъездах - ищут помещения, ведут переговоры.
- Нам поступают предложения об аренде коммерческих площадей в центре Перми - по 400-500 рублей за квадратный метр, - говорит Михаил Мальцев. - Было предложение и от мэрии. Но у нас есть технические требования к помещению: оно должно быть площадью от 80 до 150 квадратных метров, за которые мы готовы платить около 70 тысяч в месяц. Помещение должно быть на первом этаже, с отдельным входом, с возможностью остановки грузового транспорта… Существующие предложения по аренде не отвечают этим требованиям.
Сегодня владельцы "Пиотровского" готовятся если не к переезду, то к суду. Договор аренды с указанной невысокой стоимостью квадратного метра заключен магазином с прежним владельцем помещения до 30 июня 2013 года. Если подходящее помещение с низкой арендной ставкой не будет найдено, то до середины лета магазин может остаться на прежнем месте - это право владельцы магазина и намерены отстоять в суде перед новыми собственниками помещения. Затем "Пиотровский" может быть закрыт.
Если вопрос дальнейшей судьбы "Пиотровского" будет решен с помощью общественного участия, то, надеются создатели пермского книжного магазина, это станет важным прецедентом в стране, когда жители и известные люди фактически голосуют за хороший книжный магазин.
- К нам за советом по работе книжного магазина обращалось очень много людей со всей страны, - говорит Мальцев. - Вот пишет парень из Калининграда. Говорит, хочет открыть частный книжный магазин, ориентируется на нас, спрашивает: "Что и как делать?" Мы всем отвечаем. Но в результате книжные магазины открылись только в Воронеже и Екатеринбурге - у всех проблема аренды. В Воронеже, к примеру, эту проблему предприниматель решил самым надежным образом - он купил коммерческую недвижимость, на которой открыл свой магазин. Но это очень богатый человек...
Михаил Мальцев говорит, что, вероятно, пермский "Пиотровский" первым обозначил этот вопрос: можно ли и нужно ли относиться к книжному бизнесу в России как социально важному и оказывать ему хоть какие-нибудь преференции? Или этот бизнес должен развиваться по законам рынка, но в таком случае, без "пиотровских"?