Аппараты с книгами вновь набирают популярность

Во время технологического прогресса, когда за книгам даже не обязательно ходить в магазин, а достаточно выйти в интернет, чтобы сделать покупку онлайн, встретить на улице книгомат - из разряда "вау-событий".

Привыкнув к аппаратам, продающим напитки и закуски, кофе и чай, мы скорее всего удивимся встреченному ящику, торгующему книгами. Однако букоматы (книгоматы, библиоматы) существуют на улицах многих городов мира. И выглядят они точно также как и привычные глазу электронные продавцы.

Букоматы (book vending machine, как правильно называются подобные аппараты) появились после Второй мировой войны. Родиной их можно считать США, где их устанавливали на вокзалах, в аэропортах и в метро. Но капризная мода все же сделала свое дело, и букоматы через пару десятилетий популярности уступили в борьбе традиционным книжным магазинам, и почти стали технологической редкостью.

Однако и сегодня можно встретить книгоматы на улицах крупных зарубежных городов. Они попадаются в Париже, в Пекине, в Гамбурге, в Сан-Франциско. Продвигать в массы бумажные книги с помощью электронных киосков продолжают в Японии.

Возродить моду на букоматы попытались и в США - летом 2012 года был запущен проект от Fullerton Public Library. С помощью читательского билета можно получить в букомате книгу, а после прочтения также вернуть в любой другой автомат проекта.

В России, к сожалению, букоматы большая редкость. Однако еще в 2010 году издательство "Манн, Иванов и Фербер" отдавало совершенно бесплатно один такой аппарат в хорошие руки. Такие оказались у книжного бутика "Боффо!".

Что касается ассортимента букоматов, то это небольшие книги - чаще формата покет-бук, - которые удобно читать в транспорте по дороге на работу или взять с собой в долгую поездку. Как правило, это проверенная временем классика, так называемые лонгселлеры или же "модные" новинки.

Главное в книгомате - чтобы выбор был небольшой, думать о покупке заставляют читателей крупные магазины, а идея букомата скорее в рекомендации. А еще набор предлагаемых книг должен обновляться достаточно часто, чтобы, скажем, у пассажиров метро (если аппарат стоит там) не замылился глаз, когда они каждый день проходят мимо книг.