Минрегион подготовил проект закона об Арктической зоне

Гусеничному транспорту могут полностью запретить передвижение по тундре и лесотундре, а предприятия, работающие в пределах Арктической зоны, будут получать кредиты на льготных условиях.

Такие положения содержатся в проекте закона "Об Арктической зоне Российской Федерации", который подготовили в минрегионе.

Документ определяет границы зоны. Причем стоит отметить, что они "проложены" не по Полярному кругу, а носят административный характер. Так, например, к Арктике целиком отнесен Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, в то же время от Республики Коми в Арктическую зону попал только городской округ Воркута.

Проект закона определяет 11 целей государственной политики, которая будет осуществляться на территории Арктики. К их числу, например, отнесены создание благоприятного инвестиционного климата, реализация жилищной политики, обеспечение реальной доступности услуг здравоохранения и образования и решение экологических проблем региона.

Для реализации этих целей предусмотрена государственная программа развития Арктической зоны, которая будет утверждаться президентом России сроком на 8 лет. Она должна предусматривать размеры и формы финансирования различных мероприятий, определять субъекты государственной поддержки, а также индикаторы достижения целей программы и целей государственной политики за период действия программы.

Отдельные главы законопроекта посвящены развитию транспортной инфраструктуры региона.

Предлагается зафиксировать, что "морские грузоперевозки в Арктической зоне осуществляются с приоритетным использованием российских судов - не менее 70 процентов от объема перевозимых грузов". Авиаперевозки будут дотироваться, а приватизацию авиапредприятий, расположенных в Арктической зоне, предлагается запретить. При этом высота полетов будет устанавливаться с учетом требований охраны окружающей среды, а сами полеты на малых высотах не должны осуществляться над заповедниками, заказниками, другими особо охраняемыми территориями, местами постоянного скопления животных и над путями их миграции.

В пределах природных зон тундры и лесотундры подлежит запрету и механизированный транспорт, нарушающий почвенно-растительный покров. Таким образом, многочисленные гусеничные вездеходы, борозды от которых по тундре не зарастают в течение многих десятков лет, встанут на прикол. Стоит отметить, что его есть чем заменить - так, например, во время одной из командировок на Ямал корреспондент "РГ" передвигался по тундре на вездеходах, "обутых" в специальные шины. Рабочее давление в такой покрышке - всего 0,5 атмосферы, это позволяет многотонной машине передвигаться по хрупкой тундровой растительности, совершенно не нанося ей вреда.

Однако полный запрет в арктической зоне очень сложно реализовать, считает заместитель руководителя Росприроднадзора Амирхан Амирханов. "Альтернативной техники, которая могла бы полностью заменить гусеничную в достаточных количествах просто нет. Полный вывод ее из эксплуатации будет экономически невыгодным", - поделился он с "РГ". В то же время, по словам Амирханова, абсолютно реальным решением экологических проблем будет частичный запрет - когда, например, вездеходам будет запрещено выезжать в тундру во время подтаивания верхнего слоя почвы - весной и летом.