Всемирный экономический форум проводится с 1971 года. Это одна из авторитетнейших экспертных площадок, где обсуждаются важнейшие экономические проблемы.
В этом году российская делегация будет самой представительной за всю историю участия нашей страны в швейцарском форуме. На форум помимо Аркадия Дворковича отправились министр РФ Михаил Абызов, замминистра экономического развития Сергей Беляков, замминистра финансов Сергей Сторчак и российский шерпа в "большой двадцатке" Ксения Юдаева. Также в состав "десанта" вошли губернаторы, представители российских бизнес-объединений, ведущих экспертных институтов, руководители крупных государственных и частных компаний.
Возглавляет делегацию председатель правительства Дмитрий Медведев. На форуме у него запланированы встречи с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном и с президентом Швейцарской Конфедерации Ули Маурером. Отвечая на вопрос, "почему не Путин", Аркадий Дворкович пояснил, что такое решение было принято после обсуждения рабочего расписания президента и премьера. "По графику получилось так, что два свободных для посещения Давоса дня оказались у Дмитрия Анатольевича", - заметил Дворкович. Премьеру предстоит выполнить один из главных пунктов повестки Всемирного экономического форума этого года - представить приоритеты российского председательства в "большой двадцатке".
Форум продлится пять дней. В программе первого, сегодняшнего дня, - пленарное заседание, посвященное российской экономике. На этой площадке иностранные и российские эксперты, в числе которых экс-министр финансов Алексей Кудрин, представят подготовленные ими сценарии развития нашей страны. После этого свою точку зрения выскажет Дмитрий Медведев.
Аркадий Дворкович рассказал, что первый сценарий рассматривает риски, связанные с изменением конъюнктуры мировых рынков. Прежде всего важного для нашей страны сырьевого сектора. Второй - темпы проведения институциональных реформ и риски их отсутствия. В третьем анализируются последствия углубления региональной дифференциации, из-за которой дотационные территории будут существовать за счет субъектов-лидеров. "По большому счету, все три сценария негативны. Но это и хорошо, поскольку заставляет задуматься о том, что, возможно, делается не так", - отметил вице-премьер. По его словам, у правительства есть позитивная версия развития событий, но в то же время оно рассматривает и сценарии, сопряженные с большими рисками и проблемами.
Участие в подобных форумах для России не только имиджевая "фишка". Перед нашей страной по-прежнему стоит задача - убедить инвесторов, что сюда можно и нужно вкладывать деньги. "Сегодня Россия готова более полно представить спектр инвестиционных проектов, к которым можно было бы привлечь инвесторов, - отметил Дворкович. Он пояснил, что речь идет как о производственных, так и об инфраструктурных объектах на Дальнем Востоке, юге России, городах, где в 2018 году будет проходить чемпионат мира по футболу. Инвестиции нужны для развития Московского транспортного узла, машиностроительной отрасли и энергетики.
Однако есть участки, куда пускать инвесторов без всяких ограничений Россия пока не готова. Например, шельф. Как рассказал Дворкович, иностранцы смогут работать там только в партнерстве с российскими госкомпаниями. Что касается отечественных частных компаний, то, по словам вице-премьера, предложения, на каких условиях им разрешить допуск к шельфу, еще предстоит подготовить. Один из возможных вариантов - ситуация, когда от разработки участка отказываются госкомпании.