"Проект направлен на разграничение полномочий Федеральной службы исполнения наказаний и полиции при конвоировании, - пояснил "РГ" заслуженный юрист России, доктор юридических наук Иван Соловьев. - Ранее в ходе реформы МВД эта функция была признана несвойственной для органов внутренних дел и речь шла о ее полной передаче подразделениям уголовно-исполнительной системы. Вполне понятно, что для того ФСИН попросила не только увеличения финансирования, но и штатов".
Иными словами, подобной работой полицейские занимались и раньше, так что дело им знакомое. Однако в ходе реформы ведомства планировалось отдать конвойную функцию в какое-то другое ведомство. В кандидатах были тюремные службы, а также приставы. Последние предлагали заимствовать опыт американской службы маршалов, доставляющей арестантов в суды. В таком случае за безопасность в судах стало бы отвечать одно ведомство - Федеральная служба судебных приставов. Сейчас за порядок на процессах отвечают приставы, а охрану арестантов, доставленных из изоляторов, обеспечивают конвоиры из полиции.
Другой вариант - дать дополнительную нагрузку тюремному конвою. Здесь тоже были свои аргументы "за". Например, некоторые эксперты полагали, что присутствие сторонних наблюдателей во время следственных действий заставило бы следователей и оперативников держать себя в руках и не распускать руки, если арестант говорит что-то не то. Впрочем, другие специалисты считают такой аргумент не очень серьезным. "Не надо демонизировать наших правоохранителей, - сказал собеседник "РГ", - если человека доставили из СИЗО, скажем, на следственный эксперимент, это не значит, что его там будут бить. Наличие или отсутствие конвоя из другого ведомства ничего здесь не изменит. К тому же не стоит забывать, что при необходимости подследственного могут поместить в полицейский изолятор временного содержания на срок до 10 суток. Так что вопрос, кому доставлять туда арестанта, не так важен - это дело техники".
Как бы то ни было, теперь дискуссии по проблемам доставки закончены: полиции намечено оставить конвой. "В отношении целесообразности исполнения данной функции смягчилась позиция и в самом МВД, - говорит Иван Соловьев. - Таким образом, конвоирование содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам будет осуществляться подразделениями ФСИНа, а конвоирование заключенных для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве - полицейскими. Оставление данной функции за органами внутренних дел поможет не только сэкономить бюджетные средства в размере около 115 миллиардов рублей, но и обеспечит комплексное решение задач и реализацию полицейских функций по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений".
Кстати, в конце прошлого года президент страны подписал ряд важных законов, касающихся арестантов. Один закон вводит прописку в местах не столь отдаленных. Теперь арестантов будут регистрировать на зоне как самых обычных жильцов. Другой закон впервые устанавливает жесткий срок тюремной цензуры, так что арестантские письма не будут долго задерживаться в "черных кабинетах".
Теперь, согласно закону, казенный дом будет считаться местом пребывания - наряду, скажем, с больницей, гостиницей, турбазой, съемной квартирой и тому подобное. Предусматривается, что регистрация и снятие с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, пансионате, больнице, другом подобном учреждении производятся администрацией по прибытии или убытии человека. Такой порядок теперь распространяется и на казенные дома. В перспективе будут прописывать и в исправительных центрах, где осужденные будут отбывать принудительные работы. Этот вид наказания должен был начать применяться в России в этом году, однако его введение отложено на год.
Еще один закон впервые устанавливает жесткие сроки тюремной цензуры. На чтение писем арестантов у граждан начальников будет ровно три дня.