На цены внутри страны сильнее всего влияет инфляция и постоянное увеличение налоговой нагрузки за счет роста акцизов. В 2012 году инфляция в России была на уровне 6 процентов, акцизы же подросли примерно на 7. При этом бензин подорожал на 6-7 процентов, и на 13 процентов поднялся в цене дизель. "Ожидалось, что повышение будет более заметным, но из-за административного давления на цены этого не произошло, - заметил Евгений Аркуша. - Последствия мы будем наблюдать в этом году, когда нефтяники захотят "отыграть" потери".
Новое повышение акцизов на топливо стандарта Евро-3 с первого января 2013 года тоже скажется на ценах, прогнозируют в Российском топливном союзе. Из-за этого оно может подорожать на 1,7 рубля. С 1 июля акцизы также увеличатся на топливо класса Евро-4 и Евро-5, так что дальше цены будут только расти, заметил Аркуша. При этом он напомнил, что топливо дорожает во всем мире. Но в нашей стране, если это хоть как-то может успокоить автомобилистов, бензин по-прежнему дешевле, чем в Европе.
По словам замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, доля налогов и обязательных платежей в каждом проданном литре топлива в России достигает 60-65 процентов. Помимо акцизов нефтяные компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенные пошлины. "НДПИ и пошлины корректируются вслед за рыночной конъюнктурой, - напоминает Голомолзин. - К примеру, если мировые цены на нефть растут, налог и пошлины тоже увеличиваются. - Что касается акциза, то он остается неизменным".
В ФАС считают, что это не правильно. В антимонопольном ведомстве давно предлагают сделать акцизы "гибкими", привязав их к стоимости нефти на мировом рынке. Чем выше цена, тем ниже акциз. И наоборот. Эту инициативу поддерживают и нефтяные компании.
Минэнерго идея использовать акциз для сдерживания цен на топливо тоже нравится. Но, по словам замминистра Павла Федорова, реализовать ее технически сложно. "Есть целый ряд проблем, связанных с межбюджетными трансферами. Вопросы возникали у Минфина и других ответственных ведомств", - пояснил Федоров. Он также предположил, что более или менее конкретные предложения по "гибким" акцизам появятся в феврале. Но вряд ли стоит рассчитывать, что они будут введены в этом году.