Лайнер, напомним, 29 декабря выкатился за взлетную полосу аэропорта Внуково. Начался пожар, пять человек погибли. Росавиация, кстати, накануне аварии отправила производителю самолета предписание разобраться с системой торможения, после серии авиапроисшествий. Эксперты "РГ" по горячим следам выдвинули две версии: ошибка пилотов и проблема с реверсом (системой, с помощью которой гасится скорость).
Данные МАКа практически подтвердили, что обе эти версии в совокупности и стали причиной трагедии. Реверс в нужный момент не заработал, но экипаж не включал стоп-краны двигателей, а пытался снизить скорость самолета по штатной схеме, повторив ее три раза. И упустил драгоценные секунды.
После того, как самолет должен был начать торможение, а управление двигателями перейти в положение "максимального реверса", последовал доклад бортинженера, что реверс не включен. Именно в это время надо было уже включать стоп-краны двигателей для того, чтобы начать снижать скорость, пояснил "РГ" глава аналитического отдела "Авиапорт" Олег Пантеев.
Приземлился самолет на скорости около 230 километров в час. Но одновременного обжатия обеих основных опор шасси не происходило, что указывает на конструктивные недоработки, считают эксперты. Так что торможение в самом начале приземления оказалось неэффективным. Экипаж повторно попытался разобраться с реверсом, после слов бортинженера: "Реверс включай!" был зарегистрирован перевод управления двигателями в положение "максимального реверса", но торможения не происходило. Приборная скорость составляла 230...240 км/ч.
Через 4 секунды пилот выключил реверс. В течение следующих 6 секунд он находился в выключенном положении. В это время экипаж предпринял попытку автоматического торможения, о чем свидетельствуют внутрикабинные переговоры экипажа и кратковременное появление разовых команд: "Автоматическое торможение включено"...
Выкатывание самолета за пределы взлетно-посадочной полосы произошло через 32 секунды после приземления, практически по ее оси, на приборной скорости около 215 километров в час. Уже в процессе выкатывания бортинженер все-таки выключил двигатели с помощью стоп-кранов, но было слишком поздно. Столкновение самолета со склоном оврага произошло с путевой скоростью около 190 километров, говорится в сообщение МАК.