В "черную базу" ЦБ включает тех, кого не хочет видеть "у руля" кредитных организаций из-за того, что прежде, руководя банком, они либо довели его до банкротства, либо - могли спасти, но не делали этого. Людей из "черной базы" ЦБ больше до руководства банками не допускает.
И при этом регулятор не оставляет надежд как следует перекрыть лазейки в законодательстве тем, кто доводит кредитные организации до краха. До финальной стадии согласования в правительстве наконец-то дошли поправки, вводящие уголовную ответственность за фальсификацию банковской отчетности, рассказал Амирьянц. Виновным, по его словам, может грозить срок до 4 лет. И это, кстати, вдвое больше, чем предлагалось изначально при написании законопроекта.
Такое внимание к фальсификаторам отчетности объясняется вот чем. В подавляющем большинстве случаев именно махинации с документами позволяют финансовым мошенникам долго скрывать истинное положение дел в кредитной организации от ЦБ. И одновременно воровать из банка деньги. Или, выражаясь финансовым языком, выводить активы. Скажем, в прошлом году лицензии были отозваны у 22 банков. И только у одного из них после прихода временной администрации был зафиксирован положительный капитал. А у остальных банков, по словам зампреда ЦБ Михаила Сухова, в капитале были "дыры" на 24,9 миллиарда рублей. То есть у кредитных организаций была недостоверная отчетность, благодаря которой скрывались проблемы. А при выходе из банковского сектора из каждого банка в среднем "вынесли" 1,2 миллиарда рублей. Но сейчас никакой ответственности за недостоверную отчетность нет.
Поправки в Уголовный кодекс, на которых ЦБ настаивал давно, должны припугнуть мошенников. Причем, понятное дело, речь не идет о статье УК за мелкие огрехи. Под нее попадет только существенная недостоверная отчетность, пояснил Амирьянц. Ею, в свою очередь, будут считаться искажения, которые скрывают банкротство. Отвечать за них будут как топ-менеджеры, так и другие сотрудники, виновные в составлении липовых документов - от бухгалтера до лица, ответственного за отражение достоверной информации об операциях с ценными бумагами.
Но главное дело даже не в том, что мошенникам будет светить реальный срок. Если будут приняты поправки, то появится возможность в рамках уголовных дел искать и арестовывать украденное имущество, поясняет Амирьянц. Тогда у кредиторов этого банка появится больше шансов на возврат своих денег.