Иностранные инвесторы в Давосе беспокоились по поводу возникших проблем между Россией и Европой. Могут ли эти сложности на самом деле повлиять на приток инвестиций в нашу страну?
Сергей Беляков: Действительно, в отношениях между Россией и Евросоюзом есть некоторые сложности. Они касаются вопросов так называемого третьего энергетического пакета и предложений России по упрощению визового режима. Но эти сложности никак не должны сказываться на иностранных компаниях, которые ведут свой бизнес в нашей стране.
Совершенно очевидно, что интерес к России у инвесторов есть. Наша задача - обеспечить для них максимально комфортные условия, снизить любые возможные риски. Инвесторы не должны становиться заложниками спорных вопросов, возникающих на межгосударственном уровне.
Вице-премьер Аркадий Дворкович перед форумом в Давосе говорил, что Россия готова привлекать иностранцев не только к производственным, но и к инфраструктурным проектам на Дальнем Востоке, юге страны, в городах, где пройдет чемпионат мира по футболу. Во сколько оценивается потребность в таких инвестициях и есть ли интерес у инвесторов?
Сергей Беляков: Интерес есть, ведь это крупные проекты с высокой доходностью для инвесторов. Но в таких проектах заинтересовано и государство. У нас большая потребность в создании и развитии инфраструктуры. Это касается и энергетической, и транспортной инфраструктуры, а также инфраструктуры, необходимой для проведения масштабных спортивных мероприятий. Сейчас ее отсутствие является фактором, сдерживающим инвестиции. И не только иностранные. Это серьезное ограничение и для инвестирования российского капитала.
Вторая причина, по которой нам важно развивать инфраструктуру, - необходимость повышать качество жизни. Без инфраструктуры эта задача не решается. Поэтому для нас это безусловный приоритет. В этом смысле государство является заказчиком таких проектов. Ограниченность финансовых ресурсов у государства требует активно привлекать частный капитал в такие проекты. Это не значит, что мы будем сдерживать инвестиции в производственные проекты. Это значит, что мы будем создавать стимулы, экономические в первую очередь, для инвестирования в инфраструктурные проекты. Часть мер для решения этой задачи уже предпринимается. Одна из них - это законопроект о развитии частно-государственного партнерства, разработанный минэкономразвития.
Что касается необходимого объема инвестиций, то оценить его сейчас достаточно сложно. Не по всем объектам еще проведены конкурсы, не все предложения инвесторов сформулированы. Но говоря в целом о минимальном объеме иностранных инвестиций, которые, по нашим оценкам, нужны российской экономике, я бы назвал цифру - 70-75 миллиардов долларов ежегодно.
Часть иностранных инвестиций на самом деле - российские деньги, которые возвращаются в страну через офшоры. У минэкономразвития были свои предложения по поводу того, как вывести экономику из офшоров. Когда они могут быть приняты?
Сергей Беляков: Сейчас разрабатывается так называемый пакет мер, направленных на стимулирование перерегистрации российских компаний из офшорных юрисдикций в России.
Логика предложений сводится к тому, что, с одной стороны, нужно побуждать компании отказываться от регистрации в офшоре, создавая экономические стимулы для тех, которые регистрируются в России. Такими стимулами могут быть налоговые преференции, доступ к "длинным" пенсионным деньгам. Сейчас для того, чтобы получить доступ к пенсионным накоплениям, которые, условно говоря, хранит Внешэкономбанк, нужно соблюсти достаточно много условий. И вообще использование этих денег ограничено, что вполне понятно - вероятность потери пенсионных накоплений при инвестировании хотят полностью исключить. С другой стороны, практика показывает, что "длинные" вложения, особенно в акции компаний, более доходны, чем другие краткосрочные инструменты. К тому же именно в таких инвестициях нуждаются сегодня крупные инфраструктурные проекты.
Часть предложений по стимулированию компаний, которые откажутся от использования офшорных схем, уже подготовлена и внесена в правительство. Это так называемый "пряник". Но должен быть еще и "кнут". Одной из таких мер может стать лишение возможности применять налоговые льготы, если конечным бенефициаром компании, зарегистрированной в офшоре, является налоговый резидент Российской Федерации. Сейчас эти предложения дорабатываются, и, как только будут обсуждены с нашими коллегами из других министерств и ведомств, мы также внесем их в правительство. Соответствующая работа ведется и в администрации президента.
Есть ли уже конкретный список инфраструктурных проектов, для финансирования которых могут быть использованы пенсионные деньги?
Сергей Беляков: Он сейчас прорабатывается с точки зрения финансовых аспектов. Эти проекты должны быть качественные, окупаемые и не очень рискованные. Для этого нужно провести финансово-экономическую экспертизу.
Этим занимается Внешэкономбанк, поскольку именно ему было дано поручение по отбору проектов. Минэкономразвития свои предложения относительно того, какого типа проекты могут претендовать на пенсионные деньги, направило в прошлом году. В основном это проекты, связанные с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры.