31.01.2013 23:23
    Поделиться

    Мать-одиночка с двумя детьми живет на 550 рублей в месяц

    Мать-одиночка с двумя детьми живет на... 550 рублей в месяц
    Можно ли вырастить двоих детей, если на каждого приходится шесть рублей в день? Чем наполнить продуктовую корзину при таком бюджете? Эту непростую задачу пришлось решать ростовчанке Ксении Бордуновой.

    У Ксении Бордуновой один страх: чтобы детей не забрали в казенный дом. Фото:Виктор Погонцев

    Снискавшая некогда дурную славу ростовская Нахаловка, сегодня вполне респектабельный район. На одной из улиц среди внушительных особняков и автоцентров приютилась покосившаяся хатенка, в которой живет 35-летняя Ксения со своими дочками - восьмиклассницей Наташей и полуторагодовалой Ангелиной.

    В поисках нужного адреса невольно собираю вокруг себя несколько человек - соседей Бордуновых.

    - Наверное, думаете, что наша Ксюха пьяница и гуляка? Никто ее с бутылкой никогда не видел. Она тащит своих девчат одна, как лошадь, и ни у кого помощи не попросит. Восьмиклассница у нее волейболистка, вся стена в доме увешана грамотами и медалями. Младшая тоже смышленая и здоровенькая.

    Дом, в котором живет Ксения, достался ей от бабушки. Здесь тепло, чисто, видны попытки самостоятельного ремонта. Трещины в стенах аккуратно заделаны кусочками фанеры. Посреди дома стоит докрасна раскаленная печка, которая топится углем. С общим убранством контрастирует комната девочек. Там уютно, даже поклеены обои. Девчата спят на диване, а мама раскатывает на ночь матрас на полу.

    Сама Ксения - красивая, молодая женщина.

    - У меня с детства проблемы с легкими, - говорит она. - Я перенесла четыре сложных операции, удалена часть легких. Лечение дало свой результат. Мне разрешили иметь детей. Однако хирург, проводивший операцию, предупредил: "Живи аккуратно, простужаться нельзя, носить тяжести тоже, исключена работа, где может быть пыль, испарения или резкие запахи. Будешь соблюдать рекомендации - болезнь не вернется".

    Ксения работать пыталась. То швеей устраивалась, то продавцом, то уборщицей, но рано или поздно работу приходилось бросать. Не позволяло здоровье, да и за детьми нужен постоянный присмотр. Существовали они благодаря пенсии по инвалидности. Но недавно инвалидность сняли, и дела семьи пошли под уклон. Для общества Ксения человек необременительный. Она получает только детские пособия: на Ангелину 1260 рублей и на Наташу 290. Около тысячи уходит на коммунальные услуги, хотя услуг-то этих немного. Из удобств в доме только свет. За водой Ксения ходит к колонке на угол улицы, а готовит на печке.

    На еду и одежду остается 550 рублей. Кажется, что прожить на эту сумму немыслимо, но Бордуновы научились. Вытянулись в струнку, и так уже без малого год.

    - Если не копить долги на коммуналку, то на каждого из нас приходится по шесть рублей в день. Тут главное - не шиковать. У меня железное правило - в магазин хожу один раз в месяц. Беру манку, муку, яйца. Если покупаю курицу, то делю ее и раз в неделю варю куриный суп. У старшей дочки в школе бесплатные обеды, это нас выручает. Одежда... Бывает, соседи или знакомые дают кое-что, я пользуюсь. Но это временно, конечно. Хотя не купить кроссовки Наташе для волейбола не могу. 200 рублей вынь да положь, а живут такие кроссовки не больше двух месяцев. Дочка мечтает о волейбольном мяче, но стоит он полторы тысячи, пришлось мне ей сказать: "Даже не думай, таких средств мы не имеем".

    Родственников у Ксении кроме дочек нет, казалось бы, помочь некому. Но мир не без добрых людей. Соседи несут кто купорку, кто банку меда, кто мешочек орехов. Ксения не просит, но раз принесли, то принимает с достоинством. Если и обращается к кому-то, то только по поводу работы на дому.

    Однажды общество инвалидов пристроило Ксению клеить конверты, но уже через две недели контора распалась, а конверты так и лежат стопкой в углу комнаты.

    - Недавно приехал совершенно незнакомый человек, загрузил холодильник продуктами, рассказывает Ксения. - За это спасибо, но мне бы работу на дому. Пообещал подумать насчет этого, я теперь на него надеюсь.

    На первый взгляд, Ксения очень покладистая, но постоять за себя умеет. Как-то дозвонилась на местное телевидение и в прямом эфире задала вопрос, почему на их улице зимой отключают воду в колонке.

    - Получается, что я налоги плачу, а вынуждена просить воду у соседей. У людей счетчики, мне неудобно все время платную воду брать. Колонку кстати, сразу же починили.

    Последние четыре года Ксению всерьез поддерживает общество инвалидов. Регулярно привозят продукты, подарили холодильник, обеспечивают углем на зиму, помогли оформить документы на дом.

    - Я иногда слышу традиционный вопрос - зачем она рожала? - говорит председатель общества инвалидов Ленинского района Ростова-на-Дону Галина Яновская. - Скажите спасибо, что родила двух здоровых девчат. У нас что, переизбыток детей? Давайте всем миром поможем ей их вырастить. Она хорошая мать, а то, что личная жизнь не сложилась опять же из-за здоровья и поддержать особо некому, не ее в том вина. Смотрите, какая несостыковка получается: если ребенка взять под опеку, то опекуны будут получать чуть меньше восьми тысяч. Тоже негусто, но на родного-то вообще какие-то слезы выплачиваются. Фактически толкают детей к порогу детдома. Там, между прочим, государство выделяет на каждого маленького насельника от 30 тысяч рублей в месяц в зависимости от региона. Парадокс! На ребенка из детдома общество готово потратиться, а на дитя при живой матери, у которой не получается свести концы с концами - нет.

    Ксения говорит, что ничего в этой жизни уже не боится: выстояла против болезни, выстоит и против нужды. На что она надеется? Ждет еще одного решения по поводу инвалидности, ведь трудиться в полную силу здоровье не позволяет. Будет упорно искать работу на дому. Правда, есть у нее один страх - чтобы не забрали детей в казенный дом. Теперь ведь как - не получается улучшить жилищные условия, сдавай детей! Газ и воду Ксения провести не может, на это нужны немаленькие суммы. Потому сейчас на ее заборе висит объявление о продаже дома. Но как Ксения будет оплачивать коммунальные платежи даже за однокомнатную квартиру - большой вопрос. А в том, что купят ее дворик, сомнений нет. Пятно для застройки соблазнительное. По соседству возводятся трехэтажные особняки из дорогущего керамического кирпича, совсем рядом роскошный автосалон, из которого выезжают лимузины и везут своих счастливых обладателей как раз мимо ее калитки.

    Ксения смотрит на это беззлобно, беспечально. Но прощаясь с нами, она спрашивает: "А правда, что кто-то из российских миллионщиков позолотил свой персональный самолет?" Я пожимаю плечами: "Похоже, что правда, об этом много писали".

    Поделиться