Решения о сокращении сети киосков по продаже печатной продукции СМИ, несмотря на заявления ряда экспертов, муниципалитетом не принимались. В 2009 году мэрией было заключено 155 договоров аренды земельных участков под размещение киосков по продаже периодики. В настоящее же время разработан проект "Схемы размещения нестационарных торговых объектов на 2013-2017 годы", где предусмотрено 215 мест под размещение киосков по продаже печатной продукции. Таким образом, считают в муниципалитете, можно сделать вывод об увеличении мест.
Между тем в начале недели ситуация с распространением периодической печати в столице ПФО привлекла внимание профильного федерального министерства. Заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин посетил регион и обсудил проблему с руководителями нижегородских печатных СМИ и Почты России. По словам директора газеты "Аргументы и факты - Нижний Новгород" Александра Вахромеева, подписка на его издание на первое полугодие этого года сократилась на 13 процентов. Продолжает сокращаться и объем продаж через киоски. Если несколько лет назад газетами и журналами в регионе торговали около трех тысяч индивидуальных предпринимателей (в основном, с лотков), то сейчас на рынке осталось лишь три крупных игрока - "Печать", "Шанс-пресс" и Почта России.
По данным эксперта, чьи данные отличаются от тех, что "РГ" предоставили в мэрии, в минувшем году сеть "Печати" сократилась на 10 процентов, "Шанс-пресса" - на 25. У почты потерь не было, поскольку они торгуют не в киосках, а в почтовых отделениях. В результате на весь город-миллионник осталось 250 киосков. Получается, что один киоск должен обслужить около 6 тысяч нижегородцев. Для сравнения: в Париже на один киоск, торгующий печатной продукцией, приходится 700 горожан, а муниципалитет предоставляет в аренду землю под торговую точку минимум на 15 лет. В столице же ПФО - только на год, при этом полгода уйдет на то, чтобы подключить киоск к городской электросети. Предприниматели, поставленные в столь жесткие условия, не хотят развивать торговлю периодикой, поскольку это стало просто убыточно. Выгоднее продавать шаурму. Что же касается продажи газет через гипер- и супермаркеты, то тут тоже проблемы. Редакции газет не в состоянии взять на себя транспортно-экспедиторские функции, а местная оптовая компания, которая ранее занималась этим, отказалась сотрудничать с издателями периодики, поскольку те "посмели потребовать оплаты за поставленную продукцию".
- Государство должно ввести норматив на продажу периодической печати в рознице, - считает главный редактор газеты "Новое дело" Юрий Ищенко. - В противном случае через несколько лет нам негде будет продавать свои издания.
Прозвучали на встрече и упреки в адрес Почты России: дескать, работает она неоперативно, особенно в сельской местности, постоянно повышает цены на доставку периодики (в этом году - еще на 15 процентов). Директор УФПС Нижегородской области Сергей Щелкунов в ответ на критику заявил, что все проблемы имеют экономическую подоплеку. На селе становится невыгодно держать почтовые отделения, поскольку население там продолжает сокращаться. Для приема жалоб на некачественную работу почтовых отделений, а также для приема заявлений на подписку на периодику открыта постоянно действующая федеральная телефонная линия.
Подводя итоги, Алексей Волин заявил, что специального федерального закона, регламентирующего торговлю периодикой и защищающей права издателей, принято не будет, однако министерством будут разработаны соответствующие рекомендации для органов МСУ. После этого замминистра отправился на встречу с главой администрации Нижнего Новгорода, чтобы донести до него озабоченность министерства сложившейся на розничном рынке периодики ситуацией.