Соглашение о разделе продукции (СРП) между Shell и подконтрольной государству компанией "Надра Юзовская" было не так давно подписано на Давосском экономическом форуме в присутствии президента Украины Виктора Януковича. По этому соглашению, иностранцы, выступающие операторами проекта, получили в полное пользование на пятьдесят ближайших лет так называемое Юзовское месторождение, занимающее территорию десяти административных районов Донецкой и Харьковской областей. На первоначальном этапе, как предполагается, иностранцы вложат в разведку месторождения 200 миллионов долларов, но в перспективе пяти-десяти лет украинская сторона намерена получать от СРП минимум 8-10 миллиардов кубометров газа в год. По соглашению, украинская сторона получит половину добытого газа, со своей стороны, освобождая Shell от большей части налогов, включая экологического. В целом же прогнозные запасы сланцевого газа Юзовского месторождения составляют, по весьма приблизительным оценкам, около четырех триллионов кубометров газа. И его себестоимость, как ожидают украинские правительственные эксперты, будет на 30% ниже, чем у российского газа.
Хотя в самой Украине соглашение с Shell было преподнесено как победа украинской дипломатии и серьезный шаг на пути к "энергетической независимости", реакция на соглашение внутри страны оказалась остро негативной. Так, решительно против присутствия транснациональных корпораций на территории Украины выступили националисты из партии "Свобода", оппозиционная "Батькивщина" и даже коммунисты. В Верховной Раде уже зарегистрирован проект закона о моратории на разведку и добычу сланцевого газа на территории страны. Кроме того, в колокола бьют экологи и местные жители. В Донецке уже прошел многолюдный митинг против добычи "сланца" на Донбассе.
Экологи предсказывают, что добыча газа методом подземного гидровзрыва, да еще с использованием химикатов, может лишить жителей густонаселенного Донбасса чистой воды. Следует отметить, что проблема питьевой воды для засушливого степного Донбасса стоит достаточно остро. "Погоня за коммерческой выгодой погубит природу Донбасса. В области будут сотни и тысячи скважин, это потребует миллионов тонн воды, нужной для взрывов. Ее, грязной и отравленной химикатами, будет так много, что она гарантированно попадет и в водоемы, и в артезианские скважины, и в наши краны. На Донбассе и так есть проблема нехватки воды, особенно чистой, и эта ситуация ухудшается год от года. Теперь же вместо газовой проблемы мы получим еще и водную", - пояснил РГ руководитель "Донецкого экологического движения" Сергей Денисенко.
В действительности, со всей точностью экологические риски добычи сланца на Украине еще не известны. Экологи опираются на негативный опыт добычи сланца в других странах, к примеру, в Польше (где сланцевые скважины массово закрываются из-за низкой рентабельности) и США. "Американцы свой сланец, как правило, добывают в безлюдной пустыне. На Донбассе же проживает четверть населения страны. Shell ни в чем не виновата - "дают-бери", вопросы к нашим властям", - полагает Денисенко.
Но кроме экологии у "газовой оппозиции" есть и другие доводы. "Для оппозиции из стана Тимошенко соглашение с Shell неприемлемо потому, что не они его подписали. Поэтому они ищут коррупционную составляющую. Националисты из "Свободы" этот скандал используют для свой популяризации на Донбассе. Коммунисты не могут одобрить приход транснационального капитала на Украину по определению. Что касается власти, то, как мне кажется, это соглашение, действительно вызывающее массу вопросов, только очередной козырь в газовом споре с Россией. Юзовский газ появится в украинских трубах не сегодня и не завтра. Но переговоры идут уже сегодня, и что-то нужно выкладывать на стол", - полагает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский.