04.02.2013 23:26
    Поделиться

    Бывший майор полиции из Кущевской попросил убежища в Турции

    Майор угрозыска из Кущевской присоединился к политическим беженцам в Турции
    Новый скандал разгорелся в кубанской станице Кущевской. Уже неделю молодая женщина с плакатом несет вахту у входа в здешнюю прокуратуру. На плакате крупными буквами написано, что Мария Голубцова объявила голодовку в знак протеста против незаконно, по ее мнению, возбужденного уголовного дела в отношении своего мужа - полицейского.

    Молва об акции моментально разнеслась по округе, и многие специально приходят, чтобы посмотреть на пикетчицу. Станичники сочувствуют ей, полагая, что муж находится за решеткой, а она таким способом решила выразить ему поддержку.

    Когда узнают, что ее супруг вовсе не в неволе, а в другой стране, изумляются. Маша всем объясняет, что ее Саша, мол, ни в чем не виноват.

    - Просто он отказался оговорить своего сослуживца, - утверждает Голубцова. - и тогда следователи пообещали против него возбудить дело. Саша не стал этого дожидаться и уехал из страны. Сейчас он находится в Турции. Получил вид на жительство, его письменные показания, заверенные Генконсулом РФ в Турции, я передала в следственные органы. Но эта информация лишь усугубила участь мужа.

    Жену понять можно. Она, конечно же, горой за мужа, не допускает даже мысли, что он может быть в чем-то виноват.

    - В декабре уголовное дело возбудили и в отношении Саши, - продолжает Мария. - На голодовку я решилась, испробовав все другие законные способы добиться справедливости. Я просто в отчаянии. Надеюсь, хоть теперь быть услышанной...

    У оперативников своя правда. В следственном отделе краевого управления СК РФ по Кущевскому району расценивают акцию Голубцовой как способ давления на следствие. "Считаю, что майор уголовного розыска Александр Голубцов был причастен к получению его сослуживцем взятки", - сказал в беседе с корреспондентом "РГ" руководитель отдела Геннадий Юрин.

    Инцидент произошел в ночь с 24 на 25 февраля 2012 года на посту полиции "Кущевский", расположенном на границе Краснодарского края с Ростовской областью (этот пост в народе называют "Веселым", и он давно пользуется у водителей недоброй славой).

    Сотрудники управления собственной безопасности (УСБ) МВД России по Краснодарскому краю проводили антикоррупционную спецоперацию. По их версии, здешние постовые за увод от ответственности за использование поддельного водительского удостоверения потребовали с проезжающей ростовчанки 30 тысяч рублей.

    Чтобы найти взяточника, полицейские "особисты" положили на землю 12 служивых - всех, кто в это время находился на посту, в том числе и майора угрозыска Александра Голубцова. На следующий день его вызвали к начальству. Состоялся надо понимать нелегкий разговор. Голубцов сгоряча написал заявление, но затем, подумав, отозвал его.

    Но первому рапорту уже был дан ход, поэтому майор, прослуживший в органах почти 19 лет, награжденный тремя медалями и десятками грамот, сейчас официально считается экс-полицейским.

    - Претензий к нему во время службы не было, - подтвердил начальник отдела полиции МВД России по Кущевскому району Александр Сокрутенко. - В феврале прошлого года Голубцов был уволен за выслугой лет с правом на пенсию и сейчас уже не является действующим сотрудником полиции. Ну а все остальные вопросы - к следствию.

    Уголовное дело по факту получения взятки возбудили в отношении одного из гаишников 6 марта минувшего года. Как следует из постановления следователя, именно он вымогал деньги у ростовчанки за увод от уголовной ответственности "за заведомое использование подложного документа".

    Однако, если верить словам адвоката Валентины Перебякиной, в деле отсутствует якобы подложное водительское удостоверение.

    - Сначала делали вид, что оно куда-то исчезло, а потом сообщили о подлинности документа, - пояснила адвокат. - За что тогда мзду требовали, спрашивается?

    По версии защиты, главный фигурант уголовного дела (с 13 марта 2012 года он находится под стражей) взял у ростовчанки 200 рублей, которые та якобы ранее брала в долг на бензин. Ссылаясь на тайну следствия, правоохранители свою версию пока не озвучивают, хотя совершенно очевидно: при наличии подлинного документа у полицейских просто отсутствовал умысел на совершение преступления.

    Как стало известно, "потерпевшая" ростовчанка зарегистрирована в социальных сетях в группе "Анти ДПС". Девиз группы: "Депы работают, а мы вместе поможем избежать этой беды". Скорее всего, можно предположить, спецоперация на посту "Кущевский" была спланированной акцией...

    Что касается Голубцова, он явился к следователю добровольно сразу после случившегося. Какой состоялся разговор неизвестно. Но после этого с нервным срывом майор попал в больницу, а выписавшись, покинул пределы России.

    - Поскольку мой муж является ключевым свидетелем по делу, - утверждает Мария Голубцова, - турецкое правительство предоставило ему политическое убежище до июля 2013 года с правом перевезти на территорию этой страны членов своей семьи. Но мы с дочками не хотим уезжать из своей родной страны.

    В отношении Александра Голубцова возбудили уголовное дело лишь в декабре 2012 года и объявили его в розыск, хотя он не скрывает своего местонахождения от следствия. Меру пресечения с подписки о невыезде на арест ему пока не изменили.

    Справка "РГ"

    Анкара в отличие от Лондона не слишком часто предоставляет политическое убежище иностранным гражданам, оказавшимся в Турции в связи с притеснениями у себя на родине. К тому же, не в пример большинству европейских государств, Турецкая Республика не пользуется большой популярностью у потенциальных просителей. В этой связи, многие "политические беженцы", обращаясь за политическим убежищем формально в Турции, предпочитают в конечном итоге получать его вовсе не в Анкаре, а в других европейских столицах.

    Просьбы о политическом убежище Турция рассматривает в тесном взаимодействии с ООН. Агентство ООН по делам беженцев успешно функционирует в стране не одно десятилетие. И, как правило, обратившиеся сюда иностранцы, в случае наличия в их родной стране притеснений, вполне успешно уезжают в благополучную Европу. Процедура выглядит следующим образом: потенциальный беженец встает на учет в местный полицейский участок, который через Анкару пересылает данные в ООН. Многие люди, получившие формальный отказ, тем не менее продолжают жить в Турции десятилетиями.

    По мнению местных политологов, турецкие власти не заинтересованы в предоставлении вида на жительство политическим эмигрантам, в первую очередь потому, что не хотят ухудшать двусторонние отношения с государствами, откуда прибыли притесняемые граждане. Ярким примером может служить узбекский диссидент Мухаммед Салих, укрывавшийся в Турции от гонений со стороны правительства Узбекистана в середине девяностых. Несмотря на то, что Салих уже давно покинул Турцию, отношения между двумя тюркскими государствами до сих пор остаются весьма напряженными.

    Тем не менее за последние два десятилетия политического убежища в Турции искали многие граждане бывшего СССР, Ирана, а также Афганистана. Сейчас к этому списку можно смело добавить соседнюю Сирию.

    Так, в середине девяностых годов - в разгар чеченского конфликта - в Стамбул прибыли тысячи жителей Чечни, обратившихся к турецкому правительству за предоставлением им политического убежища. Большинство из них так и живут в Стамбуле, однако до сих пор "на птичьих правах". Аналогичная ситуация складывается сейчас и с сирийскими беженцами, покинувшими родину. Сейчас на территории Турции находится около 400 тысяч сирийцев, ждущих от турецкого правительства предоставления им полноценных прав и возможности трудоустройства. Однако Анкара пока не спешит все это им давать.

    Подготовил Василий Махровский (Стамбул)

    Поделиться