Напомним, что тема секретных тюрем ЦРУ то и дело всплывает в Польше с 2005 года, когда информация о наличии такого центра появилась в американской газете Washington Post. К этому времени большей части этих тюрем, которые спецслужбы называли "черными дырами", уже не существовало. Секретные центры ЦРУ появились сразу после террористической атаки на башни-близнецы в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Тогда президент США Джордж Буш согласился, чтобы в них применяли так называемую "расширенную технику ведения допроса", которая вполне официально разрешала применение ряда пыток, в том числе лишение сна, круглосуточное пребывание в ярко освещенных помещениях, имитацию утопления.
По информации Associated Рress, террориста Абд Аль-Рахима Аль-Нашири запугивали, включая у его головы дрель, при этом прикованный к стене Аль-Нашири не мог видеть, что у нее отсутствует сверло, офицер ЦРУ приставлял к голове узника незаряженный пистолет и нажимал на курок.
Информационное агентство не сообщало, где именно в Польше находилась секретная тюрьма, но из сообщений польской и зарубежной прессы уже известно, что, скорее всего, она была на территории учебного центра разведки в Клейкутах (Варминьско-Мазурское воеводство).
В вызвавшем столь неоднозначную реакцию сообщении страсбургского суда, которое цитирует польское информационное агентство PAP, говорится: "Трибунал принял решение отменить секретный характер процесса. Вследствие этого материалы дела будут доступны для общественности..." При этом ранее правительство Польши настаивало на ограничении публичного доступа ко всем материалам, передаваемым польской стороной, аргументируя это тем, что доступ к ним третьих лиц мог бы усложнить ведение следствия по этому делу, которое местная прокуратура возбудила в 2008 году. С правовой точки зрения процесс в Страсбургском суде по правам человека может быть тайным "из соображений морали, общественного порядка или государственной безопасности".
В данном случае, как пояснил журналистам заместитель министра иностранных дел Польши Мачей Шпунар, польское правительство открыто для сотрудничества с трибуналом, однако этому может помешать то, что в материалах дела есть сведения, относящиеся к "ключевым аспектам безопасности польского государства". Пресс-секретарь премьер-министра Польши Павел Гращ, на которого ссылается Polskie radio, заявил, что польской стороне придется быть более осмотрительной в дальнейшей работе с трибуналом. По словам Граща, "многие аспекты этого дела не подлежат разглашению до окончания следствия прокуратурой Польши, и, хотя бы для того, чтобы не усложнять ей ведение этого дела и предъявления обвинений, сотрудничество с трибуналом не будет таким, на какое рассчитывают в Страсбурге".
С резкой критикой высказываний обоих чиновников выступил в эфире местного телеканала TVN сенатор Йозеф Пиньор, бывший членом комиссии Европейского парламента, расследовавшей факт наличия в прошлом в Польше "черной дыры" ЦРУ. Он заявил, что существует достаточно доказательств того, что такая тюрьма действительно функционировала на территории этого государства. Эти доказательства, по его словам, есть в распоряжении местной прокуратуры. По словам сенатора, центр ЦРУ функционировал без каких-либо законных оснований. "То, что мы сотрудничаем с Соединенными Штатами в борьбе с терроризмом не означает, что можно использовать методы, которые являются нелегальными, запрещенными польской конституцией, что мы допускаем пытки и удерживаем кого-либо без каких-либо правовых оснований", - заявил он.
Йозеф Пиньор напомнил, что ни в самих США, ни в Великобритании таких тюрем не было. "Они были в Польше, потому что польские политики были услужливы и не понимали, в чем заключается либеральная демократия", - считает сенатор. По его словам, правительство должно и дальше сотрудничать с судом по правам человека в Страсбурге и показать, что Польша - европейская страна, в которой понимают, что такое демократические нормы.