По версии следователей, талантливый резчик по дереву жестоко убил своего приятеля, после чего расчленил его тело и частями выбрасывал в мусорные контейнеры в течение нескольких дней. Художник полностью признал свою вину.
Напомним, 4 октября 2012 года в Казани на конвейерной ленте мусороперерабатывающего завода по улице Васильченко работники предприятия обнаружили голову мужчины. Спустя четыре дня на улице Можайского на площадке за мусорными контейнерами дворник нашел в брошенной спортивной сумке мужские ноги.
В этот же день был задержан Циклаури. Согласно признательным показаниям, 3 октября он у себя дома распивал спиртные напитки с 31-летним приятелем. Между ними завязалась ссора, в ходе которой скульптор ударил гостя ножом в грудь и шею. Тот скончался на месте.
Обвиняемый находится под стражей. Дело будет рассматриваться в Кировском районном суде Казани.
По стечению обстоятельств незадолго до произошедшего Моррис Циклаури дал интервью корреспонденту "РГ". А опубликовано оно было на следующий день после убийства. Мы приводим его выдержки:
Как вы стали скульптором?
Моррис Циклаури: Специального художественного образования у меня нет. Отец мой занимался резьбой по дереву, но тоже на любительском уровне. И я постепенно приобщился. Сначала это было хобби, потом стало единственным занятием в жизни.
Первое время я делал нэцкэ. В то время восточная культура как раз входила в моду. К тому же их удобно вырезать, поскольку материала много не требуется. Достаточно небольшого кусочка дерева. Средний размер изделия 2-4 сантиметра. Постепенно от нэцкэ перешел на абстракцию. И до сих пор ею занимаюсь. Основная тема - женщины, на втором месте - животные.
Вы ведь родом не из России. Что вас привело в Казань?
Моррис Циклаури: Корни у меня грузинские, но родился и вырос я в Узбекистане. В 90-е годы мама с братом перебрались сюда. Я приехал к ним в гости и потерял паспорт. Вышла заминка с отъездом. А потом я очень быстро, буквально через три месяца, женился и остался в Казани. Мне понравился город, его атмосфера. Здесь чувствуешь себя комфортно. Да и работы мои в Казани хорошо продавались (смеется).
Как рождается скульптура?
Моррис Циклаури: Я раскалываю дерево на куски, выбираю тот, который больше всего понравился, и начинаю вырезать. В процессе что-то спонтанно получается. Очень редко бывает, что воплощаешь какую-то конкретную идею. В это время я могу думать о чем угодно, работа происходит на бессознательном уровне. Руки сами что-то делают, и лишь иногда вдруг включается голова, "может, хватит резать"?
Есть ли разница в том, для себя вы делаете или на заказ?
Моррис Циклаури: На заказ работать, конечно, сложнее. Но порой бывают очень интересные предложения.
Например, недавно делал скульптуры для фильма "Сокровища озера Кабан", который снимают в Казани. Попросили сделать очень много фигурок Шурале. Наверное, около сорока штук. Самого разного размера - от пятнадцати сантиметров до двух метров. Причем больше половины они переломали в процессе съемок. Так и было задумано по сюжету. Что за сцена конкретно была, не знаю. Жду фильма, чтобы посмотреть на этот вандализм (смеется).
У деревьев есть свой характер?
Моррис Циклаури: Да, и в работе это проявляется. Кроме того, существует гороскоп друидов. Его характеристики действительно полностью соответствуют свойствам деревьев. Могу точно сказать, что дуб - это мужское дерево, а липа - женское.
Уместна ли для работы скульптора по дереву аналогия с папой Карло, который сделал из полена живое существо?
Моррис Циклаури: Нет, это слишком примитивное сравнение. В фигурах, конечно, есть жизнь, но на более тонком уровне. Как будто это тень мысли, эмоции. А Буратино - слишком земной персонаж. Я, конечно, не жду, что скульптуры начнут двигаться, но допускаю, что они как-то по-своему думают. И, несомненно, у них есть эмоции.