Он познакомился с коллективом "РГ", посмотрел, как работает редакция. А потом ответил на вопросы журналистов.
Говорят, что подписка на газеты и журналы может подорожать чуть ли не в два раза. А причиной якобы может стать то, что в проекте нового закона "О почтовой связи" не предусматривается, как сейчас, обязанность государства субсидировать услуги почтовиков по доставке подписки. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть этот слух?
Николай Никифоров: Действительно, подписка приносит Почте России очень большие убытки. И это - несмотря на субсидии, которые сегодня составляют примерно 3 миллиарда рублей в год.
Тем не менее, мы считаем, что поддержка именно печатных СМИ через субсидирование услуг почты, это крайне важная задача. И никаких резких решений, о которых вы сказали, здесь быть ни в коем случае не может. Необходимый объем субсидий заложен в бюджете на этот год, их планируется сохранить и в последующие годы.
Другое дело, Почта России сегодня как инструмент доставки на многих территориях работает не всегда эффективно. Надо откровенно признать, что это предприятие оказалось в сложной экономической ситуации в том числе и из-за жесткого государственного регулирования их тарифов. Позволю себе привести несколько цифр. Почти 70 процентов всех расходов почты идет на оплату труда. И при этом мне лично за их зарплаты очень стыдно. Но повышение зарплаты только на одну тысячу рублей приводит к росту затрат предприятия на 4,5 миллиарда - на почте трудится почти 400 тысяч человек. А по некоторым позициям повысить зарплату надо почти на 10 тысяч рублей. Из-за низких зарплат на почте большая текучесть кадров. А на дверях почтовых отделений мы видим объявления, что они работают по определенным дням недели.
Как же изменить ситуацию?
Николай Никифоров: Мы сейчас завершаем разработку финансовой модели инвестиционного плана модернизации почты в рамках законопроекта "О почтовой связи". Специально упоминаю это слово - инвестиции, а не просто субсидии. Потому что субсидиями мы разово компенсировали те или иные затраты. Инвестиция же подразумевает определенную возвратность и окупаемость этого бизнес-проекта.
По оценкам затраты, необходимые на качественную модернизацию Почты России, составляют примерно 100 млрд рублей. Мы сегодня выбираем те направления, которые являются ключевыми, имеют государственное, социальное значение. И уже в феврале мы планируем вынести этот вопрос на рассмотрение председателя правительства. Напомню, что первое совещание по этому поводу состоялось в декабре 2012 года.
Мы считаем, что роль почты не только в доставке писем, газет и журналов. Она еще и выполняет роль товаропроводящей сети. Жители страны заказывают себе самые разные товары, в том числе из-за рубежа, которые доставляются почтой. Кто-то использует "магазин на диване", кто-то - электронную коммерцию. Почта - это еще и возможности для малых предпринимателей, которые живут в каком-то небольшом населенном пункте. Если такой предприниматель начинает производить конкурентоспособную по ценам и качеству продукцию, то, не выезжая из своего населенного пункта, он может работать на всю страну, а в перспективе - на весь мир. Важно сделать так, чтобы почта, как товаропроводящая сеть, эту задачу эффективно решала.
Как инвестировать в Почту России? Были разговоры о ее акционировании, создании специального банка, который смог бы кредитовать почту.
Николай Никифоров: В новой версии законопроекта запрет на акционирование почты снимается. Мы рассматриваем вариант, при котором почта из ФГУПа преобразуется в открытое акционерное общество со 100-процентной собственностью государства. Это позволит реализовывать ряд бизнес-моделей.
Есть также еще и альтернативная модель. Целый ряд специалистов говорят о том, что почта, исходя из тех задач, что она выполняет, должна быть бюджетным учреждением. Но лично мне пока ближе сценарий создания открытого акционерного общества с нормальным корпоративным управлением. Именно исходя из этого сценария мы и строим инвестиционную модель. Предстоит большая работа по правильному оформлению в собственность всего имущества, которое есть у почты. А это 42 тысячи отделений. Возможно даже, как и в случае с акционированием РЖД, надо будет принимать отдельный закон, который определит особый порядок акционирования. Иначе эта процедура, оформление имущества может растянуться на многие годы.
Так что мы делаем ставку на достаточно серьезную реформу. Считаем, что она своевременна и крайне необходима. Потому что сегодняшняя ситуация с Почтой России объективно очень сложная. Я бы даже сказал критическая.
Полный отчет о встрече с министром читайте в одном из ближайших номеров "РГ"