Борьбу с разгильдяйством местных коммунальщиков жительница микрорайона Береговой Алевтина Рапацевич начала с собственной квартиры. Зимой температура в доме, где проживает бывшая блокадница и ветеран Великой Отечественной войны, не поднималась выше восьми градусов. В управляющей компании пенсионерке отвечали: а что вы хотите? Трубы давно прогнили, а на ремонт нет денег. Но Алевтина Рапацевич не привыкла сдаваться. Дошла до суда и все-таки заставила жилищников починить систему отопления. А теперь 82-летняя омичка вместе с подругами собирается навести порядок и во всем поселке.
Многоквартирные дома в микрорайоне Береговом, который находится в нескольких километрах от Омска, строил лесной комбинат. После перестройки он обанкротился, и жилой фонд отдали на попечение городу.
- С тех пор наше жилье так ни разу и не ремонтировалось, - рассказывает Алевтина Васильевна. - Чиновники довели дома до плачевного состояния, а теперь разбирают их по бревнышку. Ежегодно в поселке рассыпается по одной "двухэтажке". За последние годы к нам заходило несколько управляющих компаний из других регионов. При этом ни одну из них жители не выбирали. Обслуживающие организации собирали деньги, потом признавали себя банкротами и испарялись в неизвестном направлении.
Последняя управляющая компания оказалась своей, омской. Однако ситуация в Береговом не изменилась. Вкладывать деньги в ремонт жилья и коммуникаций жилищники по-прежнему не торопились. Впрочем, поднять и без того немалые тарифы не постеснялись.
- Я всю жизнь проработала в планово-экономическом отделе и когда начала разбираться в ценообразовании, то волосы на голове встали дыбом, - говорит Рапацевич. - Оказалось, только с нашего дома за ремонт подъезда и мытье полов УК собирала более миллиона рублей ежегодно! При этом мы сами мыли эти полы и красили стены в подъезде.
Вечером на лавочке Алевтина Васильевна объяснила ситуацию соседкам-пенсионеркам. Возмущенные подруги отправились к жилищникам требовать пересмотра тарифов.
- Они не исполняют почти 70 процентов работ, за которые мы исправно перечисляем им деньги, - считает пенсионерка Мария Анисимова. - Микрорайон грязный и неухоженный, дома обшарпанные, дворников мы видим раз в неделю. Даже мышей в подвалах ловим собственными силами. За что платить?
Однако идти навстречу делегации коммунальщики категорически отказались. Тогда разгневанные бабушки принялись забрасывать жалобами все инстанции. Но чиновники только отмахивались. В одном из писем из администрации и вовсе ответили: "Если вас что-то не устраивает, вы вправе создать собственную управляющую компанию".
- Нас как молнией осенило - а почему бы и нет? - вспоминает береговчанка Нина Ежова.
В тот же вечер 14 пенсионерок-активисток разорвали договора с действующей управляющей компанией и пошли агитировать по дворам за самих себя. С пенсии скинулись на уставной капитал размером в десять тысяч рублей и зарегистрировали УК "Микрорайон "Береговой". Вопрос о том, не страшно ли было брать на себя такую ответственность, вызывает у береговчанок недоумение.
- Лично я с 11 лет работаю, - говорит Алевтина Рапацевич. - Многие из нас войну прошли, трудились в тылу, поднимали целину, строили города. Неужели мы не в состоянии позаботится о своем поселке?
Инициативу пенсионерок поддержали и многие жители Берегового. Сегодня новая УК уже обслуживает более 60 процентов домов в поселке. В штате компании директор, паспортистка, главный инженер, три сантехника, сварщик и электрик. Главное требование, которое предъявляют им работодатели, - трезвость и вежливость.
"Старая" управляющая компания конкуренции не обрадовалась. Мало того, что бабульки в легкую переманили у них большинство клиентов, так еще и специалисты начали увольняться один за другим.
- Я забрал свою трудовую книжку и принес сюда, потому что больше не мог смотреть людям в глаза, - рассказал корреспонденту "РГ" главный инженер Михаил Пчелидзе. - Семьдесят процентов жилья в Береговом в аварийном состоянии. Я постоянно просил у прежнего начальника деньги на то, чтобы хотя бы отремонтировать кровлю. Ведь в некоторых домах по ночам можно смотреть на звезды. Но он не выделял ни копейки. Зарплата у меня здесь меньше - всего одиннадцать тысяч рублей. Зато не стыдно идти по улице.
В первый год работы пенсионерки заменили прогнившие трубы в нескольких пятиэтажках на пластиковые, установили у домов мусорные бачки, залатали дыры на крышах. Тарифы при этом снизили в пределах разумного, но с неплательщиков спрашивают строго. Весь микрорайон четырнадцать активисток поделили на "зоны ответственности" - по месту проживания каждой. И не дай бог кому-то из жильцов накопить долги - пощады от бабушек не жди. Опозорят на весь поселок. Поэтому собираемость по квитанциям в Береговом практически стопроцентная.
- Если не воровать, то денег хватает, - смеются пенсионерки. - Главное, чтобы хватило здоровья. Ведь впереди у нас еще работы невпроворот. Надо решать вопросы с установками общедомовых приборов учета, проводить собрания собственников в тех домах, которые еще не пришли к нам, ремонтировать подвалы.
Останавливаться на достигнутом бабушки из Берегового не собираются.
- Вот буквально на днях я прочитала в "Российской газете" материал "ЕГЭ по коммуналке", - рассказывает Алевтина Рапацевич. - В нем говорилось о том, что активных пенсионеров необходимо срочно обучить управлению жилищно-коммунальным хозяйством, только тогда оно будет в надежных руках. Значит, мы выбрали верное направление.