Новости

Предлагается закон против телефонного права
Судейское сообщество просит главу государства внести в Госдуму законопроект, который должен вывести из тени так называемое "телефонное право". Как сообщают представители судейского сообщества, не так давно Государственно-правовым управлением президента России был подготовлен проект федерального закона, регламентирующий процедуру фиксации непроцессуальных обращений к судьям по рассматриваемым делам.

"Телефонное право", конечно же, образный термин, доставшийся нам в наследие с прошлых времен, когда высокие руководители могли отдавать судье команды по телефону. И на партсобраниях судей тоже пропесочивали за "неправильные" решения. Однако сегодня у судьи совсем иной статус. Он - фигура независимая. Судить должен по закону и совести, а не по команде сверху. По крайней мере, так должно быть. Но все-таки по старой памяти многие до сих пор пытаются как-то повлиять на судью не предусмотренными законом методами.

Сам проект обнародован не был, пока нельзя сказать, какая именно процедура предлагается в нем. Не исключено, что судьям, например, предложат завести специальные журналы, в которых бы фиксировали все обращения со стороны: звонки, письма, недвусмысленные вопросы. В свое время звучало предложение также обязать судью сообщать перед началом каждого судебного заседания о поступивших к нему обращениях от посторонних.

VIР-звонок заглушат

Несколько лет назад арбитражные суды стали публиковать все непроцессуальные обращения по рассматриваемым делам. Гласность хорошее средство против вредных привычек влиятельных лиц. Число писем после этого действительно убавилось, но совсем писать судьям посторонние не перестали.

Вслед за арбитражным судами практику поддержали некоторые суды общей юрисдикции. А Совет судей еще в 2006 году распространил рекомендации по вопросу реагирования судей на обращения граждан и должностных лиц по делам, находящимся в производстве суда.

"Комиссия по этике приходит к выводу, что для практической реализации конституционных, законодательных и этических норм судья обязан отреагировать на обращения граждан, должностных и иных лиц по делам, находящимся в его производстве, если эти обращения имеют характер вмешательства в деятельность правосудия либо в результате таких обращений воля судьи в принятии решения по делу становится несвободной", - говорится в рекомендациях, которые никто не отменял.

Формы фиксации таких обращений могут быть различными, в том числе и в виде записей в специальных журналах времени обращения, данных об обратившемся, существе и характере обращения. Причем разговоры предлагается записывать.

"Вместе с тем полагаем, что такая форма должна быть одновременно подкреплена обеспечением судей технической возможностью вести аудиозапись разговора, которая в последующем в порядке, определяемом процессуальным законом, может быть использована в качестве доказательства по уголовным делам о вмешательстве в судебную деятельность, о клевете или по гражданским делам о защите чести и достоинства и другим", - говорится в рекомендациях.

В некоторых арбитражных судах введена запись звонков - на контроль поставлены служебные телефоны

В некоторых арбитражных судах, кстати, введена и запись телефонных разговоров - на контроль поставлены служебные телефоны. Например, как рассказывал в интервью "РГ" председатель Арбитражного суда Москвы Сергей Чуча, подобная практика, правда, пока выборочно, внедрена в столичном арбитраже.

"Наши технические возможности позволяют вести лишь два телефона в суде для контроля за своими работниками, например, чтобы не грубили, трубку быстро брали и тому подобное. Подключаются выборочно номера в приемных и справочных, - сказал Сергей Чуча. - Кстати, я в данный момент даже не знаю, какие номера в аппарате у нас поставлены на контроль, возможно, и моя приемная".

По его словам, чтобы вводить полный контроль, нужны большие деньги. Сейчас Высший арбитражный суд разрабатывает общую систему фиксации телефонных переговоров. "Мы дождемся, когда он разработает и внедрит подобную систему в том числе у нас, - сказал Сергей Чуча. - В системе арбитражных судов от задумки до практического воплощения всех нововведений проходит немного времени, а внедрение технологии во все суды позволит сэкономить бюджетные средства".

А в феврале запись всех входящих звонков была введена и в Арбитражном суде Камчатского края. Как сообщается, сделано это "в целях обеспечения безопасности судей, работников суда, исключения вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия вводится запись всех входящих телефонных переговоров суда".

Если судьи или работники аппарата сообщат о фактах давления на них по телефону, а также при поступлении жалоб и иных обращений на действия судей и работников суда, выразившихся в неэтичном, некорректном или коррупционном поведении, "председателем Арбитражного суда Камчатского края может быть принято решение об истребовании аудиозаписей для проверки поступивших обращений", - поясняют в суде. Аудиозаписи входящих телефонных переговоров будут храниться в течение месяца на ресурсах автоматической телефонной станции суда. Подобная практика действует и в некоторых других арбитражных судах.

"Открытые телефонные линии призваны исключить стороннее вмешательство в деятельность суда по осуществлению правосудия, обеспечить безопасность судей и работников суда, повысить эффективность судебной деятельности, стать дополнительными антикоррупционными мерами", - поясняют в камчатском арбитраже.

Однако для более широкого внедрения различных практик по борьбе с телефонным правом процедуру лучше детально прописать в законе.

Кстати

Сейчас Судебный департамент при Верховном суде России разрабатывает масштабный проект по созданию единого информационного пространства судов общей юрисдикции. Планируется ввести сквозной автоматизированный единый судебный документооборот, начиная от судебных участков мировых судей вплоть до Верховного суда России. Это делается для того, чтобы граждане, войдя на портал, могли открыть дело и увидеть дистанционно все стадии рассмотрения судебного дела и вынесенные по нему решения независимо от места рассмотрения. Также планируется в перспективе обеспечить возможность обращения граждан в суд в электронной форме.