В Перми составили топ-5 причин плохого качества дорог
Восемьдесят пять процентов всех автомобильных дорог в Прикамье - это муниципальные дороги, качество ремонта и содержание которых не вызывает у жителей края ничего, кроме раздражения. В Перми ежегодно срываются сроки окончания ремонтных работ на ключевых городских магистралях. Достаточно вспомнить несколько многострадальных улиц - бульвар Гагарина, улицы Маршала Рыбалко, Мира, Луначарского, Героев Хасана. И если федеральные и краевые объекты уже перестали вызывать такое количество вопросов, то состояние дорог Перми можно назвать системной проблемой.
По оценке министерства транспорта Пермского края, всего в регионе 27 тысяч километров муниципальных автодорог, и в 2012 году 54,3 процента из них не отвечали нормативным требованиям. В реальных причинах низкого качества муниципальных дорог решили разобраться сотрудники Пермского филиала ФГУП "РОСДОРНИИ".
Первая причина низкого качества дорог - позднее объявление конкурсных процедур, которые зачастую стартуют одновременно с выходом на трассу асфальтоукладчиков. В итоге подряды размещаются нерационально, а строительство затягивается и ведется в проливные дожди и обильные снегопады. Это существенно влияет на качество и, соответственно, срок службы дороги.
Вторая причина - некачественный отбор подрядных организаций. Чтобы повысить его, необходим предварительный отбор подрядчиков и расширенные квалификационные требования в проводимых конкурсах. Нужно добиться, чтобы качество работ при отборе превалировало над ценой, а также исключить возможности демпинга.
Третья причина - базирование контрактной системы на нереальных условиях. Система оплаты работ должна мотивировать подрядчиков работать ритмично, качественно и сдавать объекты в срок. Для этого надо формировать реалистичный бюджет и предусматривать реальные сроки выполнения работ.
Четвертая причина сбоев в отрасли - отсутствие комплексной системы технического надзора за дорожными работами. Необходимо обеспечить ясную и прозрачную систему конкурсов по техническому надзору строительства, чтобы в конкурсных процедурах принимали участие только профессионально подготовленные специалисты, имеющие хорошую техническую базу в регионе.
- Сейчас выстроенной системы контроля нет, - считает Виталий Задворнов, директор Пермского филиала "РОСДОРНИИ". - Проверки проводятся только выборочно, а заказы на надзорные работы нередко получают фирмы, аффилированные подрядчику. В конечном итоге это приводит к тому, что строительство затягивается, увеличивается бюджет проекта, растет число дефектов.
Наконец, пятая причина разбитых дорог - отсутствие должного контроля за выполнением подрядчиками своих гарантийных обязательств. При экс-губернаторе Олеге Чиркунове власти все время твердили, что в Пермском крае установлен пятилетний гарантийный срок для подрядчиков дорожного строительства и ремонта. Но на практике это требование остается лишь декларацией.
- Заказчики не должны замалчивать дефекты строительства, - считает Виталий Задворнов. - Ведь мы знаем массу объектов, где на второй год после ремонта появляются дефекты, а на третий год наблюдается разрушение дорожного полотна. Чтобы заставить подрядчика выполнить гарантийные обязательства, чиновникам не хватает напора и настойчивости. Если гарантийные обязательства не исполняются - необходимо требовать их неукоснительного исполнения через суд. Но судебной практики требования исполнения гарантийных обязательств и взыскания ущерба в Прикамье нет. Чаще всего подрядчик после выявления дефектов сетует на плохой проект или нарушения в эксплуатации объекта. Системный подход к решению вышеперечисленных вопросов поможет без особых затрат значительно улучшить состояние сети автомобильных дорог в городе.