К сведениям, составляющим государственную тайну, сейчас относится информация о балансовых запасах в недрах нефти, газа, никеля, кобальта, лития, особо чистого кварцевого сырья. Этот перечень 10 лет назад был закреплен специальным постановлением правительства. По мнению главы государства, такая секретность - "явный анахронизм". Тем более, что сейчас в российском ТЭКе работают зарубежные инвесторы, а российские компании проходят международный аудит.
Эксперты инициативу одобряют. "Наложение грифа секретности в свое время затруднило анализ структуры запасов, в частности оценку потенциала трудноизвлекаемых запасов и эффективность введения мер их экономического стимулирования, - комментирует директор энергетического центра бизнес-школы "Сколково" Григорий Выгон. - Отказ от секретности повысит качество анализа состояния ресурсной базы и принимаемых государством решений".
Тем временем, как отмечают эксперты, объем извлекаемых запасов углеводородов, поставленных на государственный баланс, вдвое превышает объем экономически оправданной добычи. Проще говоря, данные о запасах явно завышены. Причина в том, что в России до сих пор действует классификация запасов нефти и горючих газов, разработанная почти 30 лет назад. Она не делит запасы на эффективные и не эффективные для добычи. И это, по мнению экспертов, большой минус. "Классификация запасов должна учитывать экономику и момент начала разработки, - полагает Григорий Выгон. - Запасы, которые по разным причинам никто в ближайшие 5 лет разрабатывать не собирается, по которым нет утвержденного проекта разработки, в западном понимании извлекаемыми запасами не считаются. В этом смысле не западные аудиторы занижают наши запасы, а наша классификация их завышает".
По словам Выгона, введение классификации, основанной на экономике разработки, позволит более объективно прогнозировать добычу углеводородов в России. И, что тоже важно, систематизировать решения по предоставлению налоговых льгот. "К примеру, если NPV проекта (от англ. net present value - чистая приведенная стоимость) в минусе, это должно быть основанием изменения налогового режима", - поясняет эксперт. Он добавляет, что такая система может полностью заменить методику расчета таможенных пошлин для каждого нового проекта. При этом надобности в создании специального экспертного центра, который будет проводить оценку новых проектов, не будет, а качество экспертизы будет выше.
О том, что России нужна новая классификация запасов углеводородов, приближенная к западной, напомнил Владимир Путин. Ранее сообщалось, что ее уже подготовило Минприроды. В ней экономическая эффективность разработки месторождений учтена. Глава ведомства Сергей Донской обещал, что новую классификацию примут в течение 2013 года.