Для того, чтобы настроиться на режиссерскую волну, достаточно вспомнить такие работы Пола Томаса Андерсона, как фильмы "Магнолия" или "Нефть". Сравнивать картины нельзя, но глубина подхода к людям и их внутреннему миру, философия всего, что происходит в обыденной жизни - вот что общее. Фильмы - не короткие, и если в них не "войти" - можно и уснуть. Действительно, на показе для прессы можно было заметить кинокритиков, которые спали. Но те, кто посмотрел и вникнул, вынесли вердикт, что перед зрителями - один из лучших фильмов этого года. Это было признано и на Венецианском кинофестивале 2012 года, где Пол Томас Андерсон получил "Серебряного льва" за лучшую режиссерскую работу, Филипп Сеймур Хоффман и Хоакин Феникс - Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль. А сам фильм получил высшую награду ФИПРЕССИ, как лучший.
Любителям быстрых и коротких рецензий вполне могут попасться на глаза две аннотации к фильму. Одна - "Демобилизованный моряк с загадочным прошлым не может найти места в послевоенной Америке. Он меняет одну работу за другой, пока случайно не знакомится с харизматичным создателем религиозного культа, известным писателем и философом... " и так далее. Вторая - о том, что фильм - об основателе сайентологической церкви Роне Л. Хаббарде. Как по мне - ни то не правда, ни другое. И уж тем более оба посыла - неважны. Этот фильм - о пустоте и наполнении человеческой души и жизни. О том, что кто-то понимает, что его жизнь течет просто так - от буйка к буйку, и либо не особо парится из-за этого, либо периодически пьет всякую смесь опять же, чтобы не париться. А кто-то воздвигает вокруг себя дворцы из всяких учений, которые пусты и зыбки, как фигурки на песке, и не всегда может признаться себе, близким, поклонникам и ученикам, что это и есть пустота. Просто своеобразно заполненная, но пустота. Фильм о том, что есть жизнь правильная, и что есть жизнь неправильная. И кто на самом деле правильно живет. Кто есть нормальный, а кто - нет. И еще: на самом деле из фильма непонятно точно, кто на самом деле Мастер.
…Моряк Фредди (актер Хоакин Феникс) приходит с войны. Психологическое состояние тех, кто побывал в этой жестокой мясорубке, описано и снято тысячи раз. И все равно не передаст всех тех кошмаров, что испытывают эти "пришельцы". Фредди мается, не в силах найти себе места в этой жизни. Меняет женщин и работу, не в силах ни к чему прикипеть… Пьет, что не попадя, но от этого не легче. Его бьют, гонят, над ним издеваются. И он бьет в ответ и не может найти покоя своей душе. И вдруг на пути героя встречаются добрые люди. Хорошие такие. Ласковые. Понимающие. Но не знает, видимо, Фредди того, что слишком добрым и заботливым, как правило, чего-то нужно. Он ведется на мнимую ласку и сам не замечает того, как оказывается то ли в секте, то ли в церкви, то ли в некоем чистилище, которое проводит эксперименты над людьми. Лидер этой общины - Ланкастер Додд (Филип Сеймур Хоффман). Но на самом деле основное - правильное - направление жизни лидера создает его жена Пегги (Эми Адамс). Ланкастеру же хочется чего-то неправильного, натурального, ненадуманного - не поэтому ли он берет в общину и приближает к себе Фредди? Проповеднику нереальной надуманной жизни хочется видеть рядом жизнь реальную. Он ведет свою "паству" к чистой душе, без переживаний, но понимает, что есть душа страдающая, которая не может справиться со своими ранами, и она и есть настоящее.
В какой-то момент Фредди начинает понимать, что мир, куда он попал, вовсе не так безоблачен, как кажется. Крупными пятнами проступают перед ним ложь и пороки. Он пытается защитить своих покровителей от нападок, но не понимает, кого от кого именно нужно защищать. Чувствуя разочарование Фредди и его неверность идеалам, Ланкастер и окружение пытаются наказать его. Кроме того, стремятся внушить бедняге, что он совсем запутался. Фреди и так понимает, что запутался, но перестает видеть выход именно в этом окружении. Более того, он все яснее видит, что перед ним - люди, которые хотя и проповедуют учение о спасении души, но на самом деле не могут скрыть того, что сами блуждают в потемках, ни в чем не видя смысла…
Фредди - он же Мастер в итоге выбирает свободу - такой, какая она есть в его собственном представлении. Он разрывает с сектой, что в реальной жизни практически неисполнимо и предается простым человеческим радостям.
Кстати
"Мастер" - первый за долгие годы фильм, снятый в уникальном пленочном формате 65 мм. Это позволило характерно передать эпоху, в которую происходит действие и добиться неповторимой картинки. Более того, в некоторых городах зрители смогут посмотреть "Мастера" с помощью проекторов 70мм - такие кинотеатры еще остались.