Сколько будет времени на подписание соглашения об изъятии земли у владельца? Не возникнет ли на этом этапе проволочек?
Владимир Ресин: Закон разрабатывается, чтобы решить государственную задачу градостроительного развития новых территорий столицы: для строительства объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
Что касается проволочек, то весь смысл закона как раз в том, чтобы жестко регламентировать порядок изъятия и подготовки земельных участков для строительства. Если говорить о конкретной процедуре, то рассматриваемый сейчас законопроект предусматривает следующие сроки. В течение семи дней с момента принятия решения об изъятии собственнику направляется уведомление, а по истечении двух месяцев с момента принятия решения об изъятии направляется проект соглашения. На рассмотрение и подписание соглашения у собственника есть один месяц, после чего, если собственник не подпишет соглашение, органы исполнительной власти вправе обратиться в суд. Таким образом, с момента принятия решения об изъятии до возможного обращения в суд проходит три месяца. В действующем законодательстве предусмотрен срок - не менее года.
При этом надо понимать, что решение об изъятии участка принимается не на пустом месте. О том, что участок потенциально попадает под изъятие, собственник может узнать задолго до принятия решения по конкретному участку. Сначала будут разработаны территориальные схемы новых территорий - эти документы сейчас в работе. Они будут вынесены на публичные слушания, жители смогут с ними ознакомиться и высказать свои пожелания.
Схема территориального планирования - это документ, определяющий стратегию сбалансированного социально-экономического развития территории, и уже на этой стадии станет ясно, где и какие могут появиться крупные инфраструктурные объекты, т.е. уже в этот момент собственник получит ориентировочную информацию о возможной судьбе его участка и имущества.
Особенностью данного законопроекта является то, что он будет применяться исключительно при строительстве ограниченного перечня объектов, важных для развития региона. Данный перечень должен быть одобрен Правительством РФ. И именно утверждение перечня является точкой отсчета, началом процедуры принятия решения для собственника земельного участка и имущества.
На ваш взгляд, нужен ли особый порядок изъятия на присоединенных территориях, учитывая столичный статус?
Владимир Ресин: Да, именно учитывая столичный статус, нужен особый порядок изъятия на присоединенных территориях. У нас есть федеральная задача: привести всю новую территорию в соответствие с ее столичным статусом. Достаточно привести несколько цифр: на сегодняшний день утвержденными проектами планировок новых территорий (которые были утверждены еще до расширения границ столицы), запланировано строительство 15,6 млн. кв. м недвижимости, а существующий жилой фонд "новой" Москвы - 9,9 млн кв. м. И все эти 25 с половиной миллионов существующей и запланированной недвижимости не отвечают нормативной базе города Москвы по обеспеченности объектами социального назначения и инженерно-транспортной инфраструктурой. Такой дисбаланс необходимо срочно исправлять.
Для того, чтобы новая Москва могла нормально развиваться в опережающем порядке, необходимо расширить и привести в порядок существующую дорожную сеть, построить новые современные магистрали, зарезервировать площадки под будущие станции метрополитена, обновить систему канализации и водоснабжения. Это выгодно, прежде всего, самим жителям.
Сейчас профессиональное сообщество склоняется к мнению, что целесообразно рассмотреть данный закон в пределах всей страны. В текущей редакции учтены недоработки и правоприменительная практика аналогичных законов в Сочи и на Дальнем Востоке. Уже сейчас, например, Московская область выступила с инициативой распространить предложенный порядок изъятия земель на часть территории области.
Какие полномочия будут у столичных властей?
Владимир Ресин: Конкретный перечень процедур, которыми будут заниматься столичные власти, сейчас назвать невозможно, так как документ находится в разработке. С уверенностью лишь могу сказать, что рассматривается возможность передать Москве некоторые полномочия Правительства РФ в части строительства объектов федерального значения. Например, по резервированию земель, изъятию и предоставлению земельных участков, распоряжению недвижимым имуществом и т.д. Смысл передачи полномочий городу - в сокращении сроков принятия административных решений, координации действий органов власти и исключении целого ряда существующих согласований между органами власти разных уровней.
Ряд депутатов в первом чтении заявляли, что законопроект должен быть реализован по "олимпийскому сценарию". Разница в том, что действие сочинского закона было ограничено по времени - до начала Олимпиады. В нашем случае процедура по времени не ограничивается. Есть и другие особенности.
Когда будет готов перечень объектов, для которых будет изыматься земля под строительство?
Владимир Ресин: Согласно закону, перечень объектов утверждается Правительством РФ по представлению Правительства Москвы. Разрабатываться он будет на основе территориальных схем и материалов проектов планировки территорий - эти документы сейчас в работе.
Конкретные проработки есть пока только по перечню земельных участков, которые необходимо изъять под строительство транспортной инфраструктуры для Сколково. Это тот случай, когда рассматриваемый закон особенно нужен, потому что уже сегодня есть отставание. Уже запланирован ввод жилья и других важных объектов, поставлена задача обеспечить необходимую инфраструктуру, а решить эту задачу невозможно, так как существующие в законодательстве процедуры не позволяют делать это быстро.
Законопроект разрабатывается под пристальным контролем президента, федерального и московского правительств, так что затягивать его никто не будет. Конкретный срок рассмотрения законопроекта во втором чтении определит Совет Думы согласно регламенту. Учитывая важность законопроекта, полагаю, что второе чтения состоится в самое ближайшее время.