Росстат обследовал состояние деловой активности в 4,6 тысячи организаций, занимающихся добычей полезных ископаемых, обработкой, а также производством электроэнергии, газа и воды. По данным ведомства, в феврале индекс предпринимательской уверенности остался отрицательным только у энергетиков, на уровне минус 13 процентов. Зато возрос он у добытчиков полезных ископаемых: с минус 6 до плюс одного процента. А предприятия, занимающиеся обработкой, вышли в ноль с минус пяти процентов.
На фоне упавшего в начале года индекса промышленного производства оптимизм руководства предприятий может показаться странным. "Но это вполне нормальная ситуация, правда, она редко встречается", - комментирует директор Центра конъюнктурных исследований НИУ "Высшая школа экономики" Георгий Остапкович. Индекс деловой активности характеризует именно деловой климат на предприятии, и с объемами производства он никак не связан, объясняет эксперт "РГ".
Получается, что в целом промышленность сейчас чувствует себя нормально. "В январе 2012 года были высокие показатели индекса производства благодаря базе еще с 2011 года. И цифры, которые мы наблюдаем сейчас, можно назвать просто сезонной коррекцией", - говорит Остапкович. Кроме того, добавляет он, первые два месяца года не показательны в силу объективных причин: почти половину января занимают праздники, а февраль - самый короткий месяц в году. "Поэтому гораздо хуже, если спад производства будет зафиксирован в следующие два-три месяца. Правда, явных признаков рецессии пока незаметно", - уточняет Остапкович.
По оценке Росстата, среди факторов, сдерживающих, по мнению руководителей, рост производства на предприятиях, преобладают высокий уровень налогообложения, неопределенность экономической ситуации, недостаток финансовых средств, в обрабатывающих производствах - недостаточный спрос на продукцию предприятий на внутреннем рынке. "Возросло влияние на ограничение роста производства недостаточного спроса на внешнем рынке", - говорится в отчете ведомства.
Если говорить только об обрабатывающей промышленности, то гораздо более серьезный спад индекса предпринимательской уверенности Росстат зафиксировал в большинстве стран Европы. Положительное значение индекса по итогам января отмечено только в России и Дании - 0,1 и 3,4 процента соответственно. Рекордсменом по неуверенности в себе самой стала обрабатывающая промышленность Люксембурга - падение на 42,4 процента в январе.
Виновник у таких цифр может быть только один, и это то затухающий, то разгорающийся вновь долговой кризис еврозоны. И, кстати, было бы ошибкой думать, что это проблема исключительно Старого Света. "Российская добывающая промышленность работает на пределе спроса. Мы могли бы увеличить показатели добычи сырья, но этого не получается сделать из-за кризиса в Европе. Проще говоря, нет покупателя на сырье", - объясняет Остапкович.
При этом общая непредсказуемость внешней конъюнктуры, отсутствие выраженных позитивных макроэкономических факторов роста могут сыграть злую шутку и с российской промышленностью. Поэтому, считает Остапкович, над повышением деловой активности российских производителей нужно позаботиться уже сейчас. "Например, понизить ставку рефинансирования коммерческих банков со стороны Центробанка. Даже небольшое ее снижение могло бы дать психологический сигнал коммерческим банкам к смене тренда ставок по кредитам на понижательный, а сам реальный сектор воспринял бы это как мотивацию к увеличению своих финансовых средств за счет более доступных кредитных ресурсов и, соответственно, расширению производства", - отмечает эксперт "Российской газеты".
В результате почти наверняка этот механизм сработает на улучшение делового климата у предприятий - реципиентов и отрасли в целом, уверен Остапкович. Если же сложить снижение ставки рефинансирования и работу долгосрочных программ по развитию промышленности с точки зрения госфинансирования, то, полагает эксперт "РГ", по итогам 2013 года можно будет увидеть рост отечественной промышленности в 2,5-3 процента.