После ратификации документов срок официальной "прописки" наших армейских подразделений на иностранной территории увеличится соответственно на 20 и 49 лет. Более того, вместо нескольких самостоятельных гарнизонов мы будем иметь в Киргизии объединенную военную базу.
Хотя инициатива собрать под одной единой рукой все армейские и флотские объекты РФ исходила главным образом от киргизского руководства, договориться о статусе и условиях пребывания в республике наших солдат и офицеров оказалось непросто. Не секрет, что южные соседи испытывают серьезные материальные затруднения. Вот в Бишкеке и решили поправить дела, в том числе, с российской помощью - в несколько раз увеличив арендную плату за наши гарнизоны. В минобороны РФ наличному расчету, как правило, предпочитают "натуральный" - поставляя коллегам в счет оплаты вооружение, военную технику и безвозмездно готовя в наших военных вузах кадры для киргизской армии. Однако решить проблему, минуя финансовую составляющую, не получилось.
В итоге сошлись на такой схеме. Наша авиачасть в Канте, узел связи ВМФ в Чалдоваре, флотский испытательный центр на озере Иссык-Куль и сейсмическая станция в городе Майлуу-Суу стали объектами объединенной военной базы России. Поскольку аэродром в Канте используется в интересах Организации Договора о коллективной безопасности, членом которой является Киргизия, деньги за эксплуатацию полосы и военного городка с нас брать не будут. В качестве расчета за пользование военной сейсмостанцией минобороны РФ обязалось делиться с киргизскими коллегами информацией с объекта в Майлуу-Суу. Что же касается узла флотской связи и испытательного центра ВМФ, то за аренду находящейся в их пользовании территории России придется ежегодно выкладывать более 4,5 миллиона долларов.
Заметим, что речи о переброске в Киргизию новых подразделений или передислокации с места на место старых не идет. Их сливают в единое целое с совершенно конкретными целями. Во-первых, руководить зарубежными гарнизонами станет проще. Во-вторых, единую базу легче обеспечивать всем необходимым. Появилась реальная возможность развивать инфраструктуру и обустраивать наши военные городки в Киргизии. Наконец, для новой штатной единицы Российской армии разработали унифицированные правила пребывания в чужой стране. Там учтены не только специфика службы солдат-офицеров, но и особенности национального законодательства страны пребывания.
Есть еще один важный момент. Киргизская армия малочисленна, не слишком хорошо вооружена, поэтому соседство дружественных российских подразделений ей только на пользу. Обустройство в Киргизии крупной военной базы играет на руку и нашей стране - Россия на долговременной основе получила надежное прикрытие на взрывоопасном южном направлении. Мы хоть и не граничим с Афганистаном, но постоянно ощущаем его дыхание. Один афганский наркотрафик чего стоит.
Все это в полной мере относится и к российской 201-й военной базе в Таджикистане. Переговоры об ее официальном статусе и новых сроках пребывания в республике тоже шли долго, непросто и обставлялись в Душанбе различными экономическими требованиями. Но в итоге, как говорят эксперты, соглашение получилось достаточно взвешенным.