27.02.2013 18:06
Поделиться

В Екатеринбурге армейские священники поделились опытом духовной работы

В Екатеринбурге проходят учебно-методические сборы по работе с верующими солдатами Вооруженных Сил РФ. Всю неделю военные, общественники и священнослужители разных конфессий обсуждают результаты духовной работы в частях.

- Священнослужители показали, что влияют на морально-психологическое состояние личного состава, - заявил начальник управления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил России Борис Лукичев. - Хороший пример того, как оценивается деятельность духовенства в армии: перед отправкой солдат в армию матери просят отправить сыновей в части, где есть батюшки. Они понимают, что нравственный климат в таком коллективе будет более здоровым.

По данным правления по работе с верующими военнослужащими Вооруженных сил России, в российской армии служит 60-70 процентов православных, 10-20 процентов мусульман и единицы представителей других вероисповеданий.

- По прибытию военнослужащих в часть, командир проводит социологический опрос и учитывает вероисповедание солдат. Известно, что в 2008 году в армии служило 0,02 процента последователей иудаизма, теперь их еще меньше. В этом году в сборах впервые участвуют буддисты, - сообщил Лукичев.

Подавляющее большинство военных священнослужителей проповедуют православие. Однако в штат приняты уже два муллы. При этом чаще всего в воинском подразделении есть только один духовник и даже если он не может участвовать в обрядах военнослужащих, не относящихся к его вере, он создает для этого все условия.

- Интересно, что на сборы приехало 64 священнослужителя, тогда как у меня в штате состоят всего 42, - говорит Борис Лукичев. - Дело в том, что уже с начала 1990-х годов командиры частей активно сотрудничали с представителями духовенства, а некоторых из них на свой страх и риск предлагали батюшкам места в штате военных соединений. Теперь мы надеемся на то, что процесс принятия священнослужителей в военные части ускорится.

Надежды неслучайны: 14 декабря новый министр обороны поставил перед руководителями задачу организовать молитвенные комнаты на кораблях первого ранга и в больших соединениях, где еще не были построены храмы. Кстати, военные священники знают, что во многих гарнизонах и особенно в военных училищах уже давно существуют православные храмы. Они были построены по инициативе благотворителей, которые понимали, что армии необходима вера.

- Например, десантникам такие храмы нужны, чтобы поминать своих товарищей, - рассказывает Борис Лукичев. - Во многих военных частях уже организованы молитвенные комнаты. Я знаю пример, когда в одной части были открыты сразу две молитвенные комнаты - для мусульман и православных, комнаты находились друг напротив друга. Солдаты спокойно приходили туда и молились.

На границе с Монголией в военных частях служит особенно много буддистов. Управление достигло договоренности с местным ламой: в ближайшее время там будут открыты молитвенные комнаты для буддистов.

В армии уже начинают задумываться, как учитывать особенности каждой религии, в быту. Например, духовенство размышляет над тем, как изменить меню мусульман, которым, например, запрещена свинина. В некоторых частях на время Великого поста на один из столов уже ставят постную пищу для православных.

Особенно деликатным руководство армии считает кадровый вопрос.

- Качество кадров, которых мы привлекаем для работы в армии - это принципиальный вопрос. Опорочить идею очень легко. Если мы ошибемся, возьмем не того, то нам скажут "Нам священников не надо", - объясняет Борис Лукичев. - Есть положение, утвержденное министром обороны, в котором зафиксированы  критерии подбора кадров. Это должен быть гражданин РФ, не имеющий двойного гражданства, обладающий определенным уровнем образования, опытом работы в своем духовном сане и с военнослужащими.

Вот почему многие православные батюшки - в прошлом офицеры. В качестве примера прозвучало история полковника в запасе Кузнецова, ставшего ныне  военным священнослужителем. Ранее он был награжден Орденом Красной звезды и Орденом "За службу в Вооруженных силах СССР" третьей степени. Его авторитет в военных кругах очень высок, а потому он существенно влияет на те части, где теперь служит в качестве духовника.

Борис Лукичев убежден, что введение института духовенства приносит с собой нравственное оздоровление всего воинского коллектива. Чаще всего к батюшкам обращаются солдаты, чтобы просто побеседовать или попросить совет. В пастырской помощи нуждаются командиры и батальонов, и дивизий.

- Конечно, мы не можем сказать, что придет батюшка в часть - и завтра все проблемы пропадут: станет меньше нарушений дисциплины, меньше суицидов. Духовники не занимаются борьбой с дедовщиной, они могут повлиять на нее опосредованно - через общение с солдатами и офицерами, -  отмечает Борис Лукичев. - Однако уже сейчас мы получаем первые данные о том, как повлияли священнослужители на климат в воинских коллективах. Например, вчера майор одной из военных частей Свердловской области, рассказывал, что год назад в части появился батюшка, и за это время количество нравственных преступлений снизилось на 73 процента.

Напомним, что штатная должность военных священников появилась в Российской армии с января 2010 года.