На Ямале мороз не позволяет достать со дна Оби утонувших водителей

Родственники тюменского инженера Сергея Тымкива, утонувшего в Оби при проезде по закрытому зимнику, обратились к спасателям: они умоляют работников МЧС достать тело, а в ответ слышат неизменное: "У нас минус тридцать, штормовой ветер. В таких условиях операция немыслима, фактически преступна. Мы не имеем права рисковать жизнями сотрудников".

Между тем синоптики предупреждают: погода будет еще свирепее. Через пару дней близкие Сергея хотят вылететь в Салехард, чтобы напрямую договориться с водолазами. Некие посредники дали понять: все зависит от цены вопроса.

Завтра будет неделя, как близ поселка Аксарка на дно Оби ушел длинномерный "Урал", который в колонне машин двигался по закрытому для движения зимнику. В кабине сидели водитель из Орска Рамиль Галиев и сопровождающий груз Сергей Тымкива, житель Тюмени.

Сергея командировала на Ямал тюменская фирма "Спецстройинвест". Ей надо было во избежание простоя срочно доставить строительные материалы в поселок. С 18 часов 21 февраля проезд по этому и другим зимникам дорожные власти Ямала в очередной раз запретили - метель разыгралась не на шутку. На въезде находится КПП: его работники обязаны предупреждать водителей об опасности и не пускать на трассу. На практике автомобили часто "нагло прорываются" через шлагбаум либо просто объезжают контрольный пункт. Официальные источники, а также большинство свидетелей утверждают: трагедия произошла вечером 22-го, примерно в 6 километрах от КПП. Тюменские машины, будучи перегруженными, следовали по Оби параллельно легальному зимнику на дистанции видимости. Первые три достигли берега и даже вроде бы не заметили, что следующий за ними "Урал" исчез. Его мгновенное погружение в воду увидел водитель замыкающей машины, спешно развернувшись.

Местные жители говорят: "Место гиблое, техника уходит здесь на дно не впервой". Обь проглотила "Урал" на участке, где лед размывает мощное течение. Спасатели замерили глубину - 23 метра. Водолазам "Ямалспаса" разрешено погружаться не далее 20. Остались ли люди в кабине - неизвестно: видеокамера в студеном потоке замерзает. Если Рамиль и Сергей сумели открыть двери, чтобы выплыть, течением их могло мгновенно унести на сотни метров от полыньи. Однажды на зимнике, связывающем Салехард с городом-спутником Лабытнанги, утонул бульдозер. Тракториста так и не нашли. В конце декабря на ледовой дороге, еще не открытой, неокрепшей, "нырнули" в Обь друг за другом "ЗИЛ" с продуктами и легковая "Нива". Река унесла двоих северян.

- У Рамиля ребенку три года, у Сергея - нет и года. Квартиры приобрели в ипотеку. Как жить дальше? Доведется ли отцов похоронить? Пропади они пропадом, эти северные деньги! - восклицает один из приятелей сгинувшего тюменца.

- Мы с боем достаем информацию о случившемся - от МЧС, чиновников, прокуратуры. Вышли в социальные сети, просим откликнуться очевидцев. Гендиректор строительной фирмы на следующий день позвонил родственникам Сергея, а потом бесследно пропал. Номер его сотового телефона уже нерабочий, - рассказывает близкая подруга семьи Светлана, взявшая на себя роль координатора.

- У нас много вопросов, - продолжает она. - Коли известно, что машины были перегружены, значит, их взвешивали на КПП. Почему пропустили? Допустим, техническое оснащение окружного МЧС ограничено. Однако на Ямале есть предприятие, специализирующееся на глубоководных работах. Почему местные власти не обратились к нему за помощью? Кто, наконец, ответит за смерть ребят?

Начальник ГУ МЧС по Ямало-Ненецкому округу Аркадий Бессонов считает, что минимум три фактора привели к трагедии. Халатность работника КПП. Самонадеянность водителей. Безответственность руководителя предприятия, не позаботившегося о безопасности своих сотрудников.

Правительство Ямала распорядилось провести служебное расследование. Через три дня после ЧП отправлен в отставку гендиректор ГУП "Ямалавтодор" Андрей Шоля - за скверную подготовку к эксплуатации двух вверенных ему зимников. Заместитель губернатора Евгений Мискевич, он курирует дорожников, поручил выезжать на зимники инспекторам ГИБДД, спасателям и чиновникам трижды в неделю, а не один раз, как прежде. На КПП установят видеокамеры.

- Отношение к зимникам - несерьезное. Когда их официально закрывают, сотни машин все равно выезжают на дороги - прямо или в обход. Начальство подгоняет, да и работяги сознательно идут на риск: мол, семьи надо кормить. Ничего, думаю, не изменится, если будем уповать на авось, - говорит водитель с 16-летним стажем Михаил Бойко.

Сотрудники правоохранительных органов, эксперты, свидетели ЧП, другие заинтересованные лица могут связаться с близкими родственниками Сергея по телефонам: 8-905-820-47-98 (Майя Николаевна), 8-909-738-36-62 (Ольга).